В Душанбе 17 мая состоялось официальное открытие ресурсного класса в поддержку инклюзивного образования на базе столичной школы № 28.
Как сообщила «АП» менеджер центра поддержки и развития детей с аутизмом ОО «Ирода» Лола Насриддинова, в данном классе для улучшения процесса включения детей с инвалидностью в общеобразовательную школу проводятся дополнительные занятия и терапевтические сессии.
Помимо этого проводятся тренинги по практическим инструментам инклюзии для педагогов и администрации школы, подготавливаются дополнительные учебные материалы, используемые педагогами для улучшения процесса обучения для детей с инвалидностью. Также проводятся индивидуальные занятия с детьми, в случае необходимости, при совместном решении родителей, учителя и специалиста.
«В общем, на данный момент наш ресурсный класс посещают 23 ребенка с инвалидностью. 17 из них также посещают и общеобразовательную школу. Однако 6 из них перестали посещать школу после 4 класса», - сказала Насриддинова.
По ее словам, также с 13 по 16 мая ООРДИС «Рушди Инклюзия» при поддержке ОО «ИРОДА» и администрации школы №28 провели тренинг по проблемам инклюзивного образования на тему «Внедрение инклюзивного образования, практические стратегии по включению детей с разными видами инвалидности в общеобразовательные классы». Участниками тренинга были педагоги общеобразовательных школ, представители государственных ведомств и общественных организаций родителей детей с инвалидностью, реабилитационных центров, работающих в сфере инвалидности, инклюзии и защиты прав. Тренинг был проведен при финансовой поддержке ИОО Фонда Содействия в Таджикистане в рамках программы «Общее образование». В качестве тренеров из Индии были приглашены эксперты по инклюзии доктор Шармила Донде (директор Азиатско-Тихоокеанского тренинга по инклюзии, ADAPT) и Сангита Джагтиани (руководитель отдела по образованию ADAPT).
Шармила Донде утверждает, что дети учатся и социализируются лучше в интегративной среде. «Сегрегация учит детей страху, игнорированию и предрассудкам по отношению друг к другу. Детям необходимо образование, позволяющее им развивать взаимоотношения и готовить друг друга к жизни в общественной школе. Поэтому только потенциал инклюзии и понимание может удалить страх и построить дружбу, уважение и понимание», - сказала Донде.
По ее словам, в Индии уже в течение 15 лет внедряется инклюзивное образование и только в самом Мумбае функционируют 92 школы Только от одного центра АДАПТ к учебе в общеобразовательных школах было подготовленно более 500 детей с инвалидностью.
Сангита Джагтиани отметила, в свою очередь, что в Индии действуют законы по инклюзивному образованию и по социальной и правовой защите людей с инвалидностью. «Например, когда мы принимаем в свой центр одного ребенка с инвалидностью, мы обследуем его физические и интеллектуальные способности и возможности. Затем мы его отправляем в специальный класс с такими же возможностями. Но когда ребенок попадает в такую среду, где развиваются дети с такой же инвалидностью, процесс его обучения идет, но не настолько эффективно как это может произойти среди других обычных детей. Потому что, как правило, дети учатся друг у друга. Со временем, когда ребенок с инвалидностью не нуждается в подходе один на один, мы готовим родителей, ребенка и учителей в общеобразовательной школе к приходу этого ребенка. Если учитель не знает методы подхода, мы его обучаем и помогаем школе во всех процессах, пока они не почувствуют сами, что наша помощь им больше не нужна», - поделилась опытом Джагтиани.
Лола Насриддинова выразила надежду, что школа №28, на базе которой и создан первый ресурсный класс, станет модельной школой, которая покажет, что инклюзивное образование в Таджикистане может быть внедрено. «И если на базе каждой школы будет со временем создан такой класс - это было бы идеально. Поскольку не каждый ребенок с инвалидностью может с другого, например, столичного района, посещать этот ресурсный класс. Будет хорошо, если каждый ребенок сможет по место жительству, без каких-либо ограничений посещать такие классы и со временем получать образование с другими обычными детьми», - сказала Насриддинова.