Почтовые отделения в Кулябской группе районов сегодня работают из рук вон плохо: не хватает рабочих рук, доставку почты в районы приходится отправлять на такси, а отдаленные кишлаки получают письма всего раз в месяц.
СЕГОДНЯ обыденными стали случаи, когда письма доходят до адресата с большим опозданием. Как рассказал мне один из моих знакомых, письмо, которое он отправил брату, оказавшемуся по воле судьбы в российской тюрьме, пролежало в местном отделении почты одного из районов Хатлонской области две недели. В итоге оно вернулось его отправителю.
В чем причина такого низкого уровня работы местных почтовых отделений в Кулябской группе районов? Как говорит Гайбулло Талибов, начальник почты Темурмаликского района, в Хатлонской области он - единственный человек, который работает на почте со времен СССР. «Во времена бывшего Союза мы имели 20 работников, - говорит Г. Талибов. - Кроме центральной районной почты у нас в районе было шесть отделений связи. Из десяти наших сотрудников шестеро работало в центре района, а четверо распределяли и раздавали газеты, журналы, письма и телеграммы по кишлакам».
По словам начальника почты, не было у них и недостатка с почтовыми машинами, которых в районе было шесть единиц. Регулярно из Душанбе приезжала машина, которая привозила до 60 тыс. экземпляров газет в неделю, не считая журналов, посылок и бандеролей.
«А на сегодня у нас всего 9 штатных сотрудников, четверо из которых работают на полставки, - говорит Г. Талибов. – Почтальонов всего двое… Три раза в неделю из столицы приезжает машина, которая привозит почту. За неделю мы получаем всего 2000 экземпляров газет. И все же, в сравнении с другими районами, дела у нас обстоят несколько лучше. Мы продаем частные газеты, канцелярские товары – это наш дополнительный источник дохода». Всего, по словам Г. Талибова, их годовой доход составляет 35,2 тыс. сомони, 24 тыс. из которых идут на заработную плату работникам.
Ирода уже пять лет работает в почтовом отделении Темурмаликского района. Несмотря на то, что получает низкую зарплату, она довольна тем, что имеет работу. «Я себя считаю счастливым человеком, потому что у меня хотя бы такая, но работа, - говорит Ирода. – Иногда получается подзаработать за счет продажи ручек, тетрадей…».
Два почтальона на весь город
ВО времена советского прошлого в Кулябе с населением в 160 тыс. человек в зональной городской почте работало 65 сотрудников. Сейчас же на 200 тыс. человек населения работают всего 13 работников службы почтовой связи. На всю Кулябскую область в прежние годы за почтовыми отделениями были закреплены 75 машин разных марок, сегодня же на всю Кулябскую группу районов числятся два автотранспорта. С такими условиями работы почта, конечно же, не справляется со своими обязанностями.
Как говорит Хайдар Водиев, начальник центральной почты Куляба, в городе работают только 10 почтовых отделений и… всего два почтальона, которые получают по 92 сомони зарплату за полставки. «От Главпочтамта Таджикистана и областного почтового отделения нам помощь уже давно не поступает, - сетует Водиев. – Здание наше не ремонтировалось с 1980 года, почта из Душанбе и Курган-Тюбе поступает всего три раза в неделю. В отдаленные районы газеты, журналы и письма отправляем на такси…». Отдаленные же кишлаки почту получают сегодня всего раз в месяц.
По закону, районные почтовые отделения должны финансироваться за счет местных хукуматов и собственного дохода от обслуживания населения. Но, как говорят начальники почтовых отделений, ни администрации Кулябского региона и Хатлонской области, ни районные хукуматы уже давно не оказывают какую-либо помощь местным почтовым службам.
«В той же Согдийской области местным почтальонам раздали велосипеды, что в корне улучшило их работу. Хорошо там налажена и реализация негосударственных газет и журналов. У нас же, в Кулябской группе районов, только почтовое отделение Темурмаликского района занимается распространением частных газет. Разве это не вариант дополнительного дохода? – задаются вопросом специалисты. - А ведь можно найти и другие источники: во многих зданиях районных почтовых отделений пустуют кабинеты. Почему бы не сдать их в аренду под Интернет-кафе, которые в райцентрах сейчас большая редкость?»