После того, как Гулчехра получила очередную повестку в отдел милиции, напилась уксуса и скончалась в муках. Родные уверены, их дочь не хотела пройти еще раз через пытки, изнасилование и избиения.
Прокуратура города Душанбе заявила, что занимается изучением этого дела, хотя представители гражданского сообщества не уверены, что виновные могут понести наказание. Мать Гулчехры рассказала, что ее дочь, попавшая по подозрению в грабеже вместе со своей подругой в руки правоохранительных органов, призналась родителям в том, что не хотела бы пережить все это еще раз.
История, описанная в новом исследовании «Центра по правам ребенка» Таджикистана рассказывает о случаях пыток и безжалостного отношения к детям во время задержания и допросов и в период их содержания во временных изоляторах и местах лишения свободы. Доклад охватывает события 2012 года.
Тоджиддин Джалолов, директор центра рассказал в беседе с радио Озоди, что в данном исследовании участвовало 40 жителей Таджикистана в возрасте от 10 до 18 лет. Джалолов привел другой запомнившийся ему случай, когда 17-летнего юношу, приведя в отдел внутренних дел, допрашивали пять человек. «В процессе допроса не участвовали ни адвокат и ни родители мальчика, - говорит он. – Допрос продолжался с 11 вечера до самого утра и в течение этого времени мальчику разрешали отдохнуть лишь пару минут, а затем допрос начинался сначала. И таких случаев очень много», - говорит он.
Тоджиддин Джалолов утверждает, что в правоохранительных структурах Таджикистана «к сожалению, пытки применяются и по отношению к подросткам. В частности, после задержания и перевоза в отделы внутренних дел, они порой подолгу находятся в руках следственных органов, им не позволяют видеться с родителями, а медицинская помощь не оказывается в должной мере», сказал он.
По словам директора «Центра по правам ребенка», им удалось выяснить, что в одном случае двое задержанных девочек дали признание под пытками. В отдельном случае трое подростков 15-17 лет систематически избивались сотрудниками одного из столичных отделений внутренних дел в период с 17 до 3 часов утра следующего дня. «В итоге, они признались в несовершенных ими преступлениях», говорит один из авторов исследования.
По данным авторов, очень часто подростки подвергаются допросам и дурному обращению в ночной период времени без присутствия родителей и защитников. Тоджиддин Джалолов считает, что законодательство должно пересмотреть эти и некоторые нормы законов в отношении детей, подозреваемых в совершении преступления. В частности, по его словам, необходимо определиться с нормами и условиями проведения допросов и других следственных действий в отношении детей, а также, должны быть пересмотрены сроки временного содержания детей в СИЗО. Семидневный срок пребывания детей в изоляторах временного содержания, считает он, противоречит нормам международного права.
«Факты дурного обращения и пыток подростков, задержанных по подозрению в противоправных поступках, имеют место», говорит Гулджахон Умарова, начальник отдела прав человека Уполномоченного по правам человека Таджикистана. «Таких случаев немного, но они, к сожалению, происходят», сказала она в беседе с Озоди. Г.Умарова, также принявшая участие в проведении данного исследования, рассказала, что ими были опрошены дети, уже освободившиеся из закрытых и полузакрытых учреждений. «Мы пришли к выводу, что дальнейшее исследование должно быть проведено непосредственно внутри самих закрытых учреждений. Мы уже запланировали определенные работы».
О необходимости более решительного подхода в деле борьбы с пытками говорит и другой представитель официального ведомства. Латиф Зокиров руководит одним из приемников-распределителей для малолетних правонарушителей при МВД РТ. Он уверен, что подобного рода исследования могут позволить лучше диагностировать проблему с пытками и реально бороться с его проявлениями. «После принятия закона о пытках в Таджикистане просто необходимо проводить подобные исследования. В таком случае, представители правоохранительных органов, которые применяли пытки в отношении детей и подростков, тоже понесут наказание или могут лишиться права работать в своей должности», говорит он.
Исследователи уверены, что в деле борьбы с пытками необходимо и активное участие самих пострадавших и их родителей. «Возможно, они боятся или они не доверяют правоохранительным органам, так как не обращаются с жалобами по поводу дурного обращения с их детьми. Кроме того, сам процесс защиты подростков в Таджикистане немного затруднен», говорит Т. Джалолов.
В исследовании рекомендуется внести изменения в закон, защищающий права детей, который бы позволил усилить контроль над судьбой ребенка в период задержания, допросов и нахождения в органах прокуратуры.
Шахло Гулходжа, Радио Озоди