Растительный мир Варзоба богат и разнообразен. В ущелье произрастают арча, грецкий орех, клён, яблоня, алыча, боярышник. Но осенью все эти деревья идут на дрова…
НАЧИНАЯ с поздней осени и до середины весны во всех 70 населенных пунктах территории района будут дымить дровяные печи, служащие основным источником тепла. Впрочем, дрова используются не только для обогрева жилищ. Выпечка лепешек и приготовление блюд также производятся на костре. Кроме того, подорожание стройматериалов послужило тому, что люди все чаще используют дерево из окрестных лесов в строительстве домов и хозяйственных построек. Например, на настил потолка или различные стойки жители горных сел уже давно не тратят денег…
Кстати о деньгах. Знатоки нелегального рынка дров убеждены сами и могут убедить других в том, что дрова из деревьев, растущих в горных лесных массивах, имея большую плотность, горят дольше городских чинар. Увы, но в этом они правы. Поэтому своего рода браконьерский товар, один кубометр которого оценивается в 120-150 сомони (в зависимости от сорта), всегда пользуется большим спросом у столичных шашлычников, лепешечников и других мастеров национальной кухни. Помимо этого, в любом более-менее солидном хозяйственном магазине всегда можно найти черенки для лопат, топоров, кетменей и т.д., которые поставляют отдельные предприимчивые горцы.
Справедливости ради следует отметить, что зачастую экологическая культура горожан, зачастивших на отдых на лоно природы, ничем не отличается от культуры их кишлачных сограждан. Ради плова на костре отдыхающие около 400 зон отдыха и нескольких сотен дач, расположенных в Варзобском ущелье, наносят природе ничуть не меньше вреда. Между тем всех искателей дров объединяет одно, а именно то, что год от года им приходится в поисках своей «добычи» уходить все дальше и дальше.
Так что же можно противопоставить огульной рубке лесов?
Бороться не получается…
БОРОТЬСЯ с проблемой вырубки лесов пытаются сотрудники районных отделов по экологии и лесному хозяйству – достаточно квалифицированные, но слабо оснащенные и получающие мизерную зарплату люди.
Начальник районного отдела по защите окружающей среды Абдулазиз Алиев отметил, что лесники – а их на вверенной им территории в 163 тыс. 133 гектара земли насчитывается не более десятка человек – проделывают громадную работу. В частности, за сезон ими в самом районе посажено более 6 тыс. деревьев. Кроме того, они также трудились на правительственной даче «Сайёд» Дангаринского района и на площади 20 гектаров земли посадили 7800 декоративных деревьев, выращенных в питомнике.
По словам Алиева, средняя заработная плата сотрудников не превышает 170 сомони, а один нормативный план - посадка 80 саженцев - оценивается лишь в 5 сомони 80 дирамов!
Всего 100 лет назад леса покрывали около 25% территории Таджикистана. Сегодня, по официальным данным, леса покрывают чуть больше 3% территории республики (около 430 тыс. га). Чрезмерная эксплуатация, незаконная вырубка в сочетании с неконтролируемым выпасом скота и расширением сельскохозяйственных земель продолжают сокращать площади оставшегося лесного покрова страны.
Что касается проведения разъяснительных мероприятий по вопросам охраны окружающей среды и последствий незаконной вырубки лесов, Алиев отметил, что в этом плане «легче работается с местным населением, нежели с тем контингентом, который приезжает сюда на отдых, или с владельцами особняков». «При составлении актов о неправомерности тех или иных действий, - говорит он, - на их лицах можно прочесть: ну мы посмотрим, во что это обернется. К сожалению, впоследствии зачастую «властители» добиваются отмены наших заключений…» «Обычно на встречах с жителями сёл мы объясняем, что вырубка лесов на территории района категорически запрещена, - продолжает специалист. - Допускаются лишь рубки ухода и санитарные рубки, на что нужно брать разрешение. Заготовка дров без соответствующего разрешительного документа наказывается штрафом в размере до 20 минимальных окладов. Но это не помогает, более того, есть и такие, кто уже не ограничивает себя одним топором, а смело берет с собой бензопилу. Таких злостных нарушителей мы наказываем по всей строгости закона…»
Однако, как уже говорил А. Алиев, предпринимаемые меры пока никак не могут повлиять на массовую вырубку лесов в Варзобском ущелье...