В Таджикистане полным ходом идет осенний призыв. По телевидению показывают сюжеты о призывниках, которые охотно и, главное, самостоятельно пошли служить в армию. А за рамками эфира молодые люди сталкиваются с извечной проблемой армейских «облав».
Рассказывают очевидцы…
НЕСКОЛЬКО дней назад посетив рынок «Корвон», корреспондент «АП» стал свидетелем «охоты» на призывников: два сержанта милиции прохаживались у ворот рынка. Вдруг один из них выхватил из людского потока молодого худощавого паренька: «Сколько тебе лет? В армии служил?! Твои документы!». Молодой человек, явно испугавшись, молча, смотрел на стража порядка.
«Он еще школьник!» - вдруг крикнула шедшая позади женщина. Но сержант сделал вид, что ничего не видит и не слышит. Парня посадили в припаркованную недалеко «Газель».
Набрав, таким образом, несколько «пассажиров», машина тронулась.
«Повезли в военкомат, а родители и не знают», - уточнила женщина, продающая пирожки у входа на рынок.
Маршрутка, улица, военкомат…
В ПРОШЕДШИЙ вторник рано утром мы побывали в столичных военных комиссариатах. Наблюдая со стороны, мы заметили, как сюда на машинах подвозили потенциальных призывников.
Военкомат района Фирдавси. Около восьми тридцати утра подъехал «Старекс» с наклейкой «52-й маршрут», заполненный молодыми людьми лет семнадцати-двадцати. Двое в штатском, выглянув за ворота, спешно открыли их. Несколько подоспевших молодых людей как потом оказалось, родственники бросились к воротам, но их не пропустили. Мы решили сфотографировать эту картину, но появившийся человек в камуфляже закричал: «Ты кто такой?! Это режимный объект! Снимать запрещено!».
Спустя некоторое время мы побывали и в райвоенкомате района Шохмансур, где произошла такая же ситуация. Узнав, что мы журналисты, ожидающие у парадного входа люди, охотно поделились своими историями.
- У моего брата отсрочка по состоянию здоровья, но сегодня утром его увели участковый и работник военкомата, - говорит молодой человек, назвавшийся Атхамом. – Я даже толком не успел проснуться, как позвонила мама. А здесь не дают увидеться, он же астматик…
Пожилая женщина, нервно похаживающая у ворот, рассказала, что вчера вечером к ней домой пришел участковый в сопровождении человека в гражданке и забрал ее сына.
- У него семья, маленький ребенок. Он постоянно находится на заработках в России, содержит всю семью. Я чувствовала себя неважно. Узнав об этом, он приехал и попал под «облаву». Второй сын инвалид с детства. На что мы будем дальше жить? - говорит собеседница.
К этому моменту к воротам сборного пункта подъехал очередной микроавтобус, а внутри - новая партия будущих защитников Родины.
- А у меня сегодня утром в районе рынка «Фаровон» забрали соседа, - вмешивается в разговор парень, представившийся Сафаром. - Он учится в Коммерческом. У него отсрочка, он же студент. А утром перед занятиями он вышел за лепешками и попал под «облаву». Его мать позвонила и попросила узнать, что и как, - говорит он.
Я сделаю все возможное…
ОБЫЧНО молодых людей отлавливают на улицах, в многолюдных местах, на рынках. Побывав в некоторых из этих мест, мы побеседовали с парнями.
- Я студент, и у меня есть пока отсрочка, но прошлой весной я попал в облаву, - говорит студент Руслан. - Милиционер, остановивший меня, затолкал меня в автобус и доставил в Октябрьский военкомат (район И.Сомони). Первым делом отобрали мой мобильник, чтобы я не звонил никому, при этом обращались со мной очень грубо. Один из людей в форме бил меня куском мыла, обмотанным полотенцем, по его словам, чтобы не оставалось следов. «Студенческий» вообще не сработал. Но я все-таки нашел способ позвонить родным. Только после их вмешательства меня отпустили. Если честно, после этого у меня появилось попросту отвращение к таджикской армии и людям в форме. Думаю, я сделаю все возможное, чтобы не идти служить, - заключил студент.
Другой наш собеседник, Максум, рассказал, что также попадал в облавы, но ему удалось получить отсрочку.
- По утрам я бегал, занимался на перекладине недалеко от дома. В то утро не успел даже один раз подтянуться на турнике, как вдруг появились милиционеры, которые, по-видимому, решили, что будет лучше, если я продолжу подтягиваться уже в армии… Они отвезли меня в военкомат. Благодаря родственникам мне удалось получить ту самую временную отсрочку. Прошло уже три года, как я работаю в России. От друзей я не слышал ничего хорошего об армии, поэтому постараюсь ее избежать, попросту не появляясь в Таджикистане во время призыва. Если не успел уехать до призыва, схема проста: при выезде материально «поощрил» милицию и пограничников в аэропорту и будь здоров! - оптимистично заявляет Максум.
Плечом к плечу?
ЗА комментариями мы обратились в Минобороны, но получить ответ не удалось. В министерстве отказались дать информацию об общем количестве призывников, назвав ее секретной.
Между тем несколько дней назад начальник пресс-центра Минобороны Фаридун Махмадалиев сообщил «АП», что план осеннего призыва в ряды Вооруженных сил за первую декаду октября выполнен на 35%.
А наш источник - офицер Минобороны - на условиях анонимности рассказал, что «облавы» призывников перерастают уже в головную боль для армии.
- Обычно в нее попадает множество людей с криминальными задатками, а это главная причина дедовщины, - говорит собеседник. - Военкоматам безразлично, каких призывников они отправляют в части. Ответственности за качественный отбор они не несут.
По его словам, сегодня молодежь смотрит на армию как на некое исправительное учреждение, куда ее отправляют на перевоспитание. К выполнению плана призыва привлекают органы местного самоуправления, общественность. Плечом к плечу «план» выполняют и органы милиции. Во время призыва они попросту закреплены за военкоматами.
Комментируя участие сотрудников милиции в «облавах на призывников», руководитель пресс-службы Махмадулло Асадуллоев в интервью «АП» заявил, что «облав на призывников нет».
- Просто проводится плановая работа по доставке военнообязанных в военкомат, - пояснил он. - Призывом занимается Минобороны, и органы милиции к этому никакого отношения не имеют. Сотрудники патрульно-постовой службы МВД обеспечивают охрану общественного порядка в ходе призывной кампании. Действия правоохранительных органов полностью соответствуют закону, поэтому драматизировать тут ничего не надо, - подчеркнул М. Асадуллоев.
В призыв без облав никто не верит
ПО мнению экспертов, причиной уклонения молодых людей от службы в армии зачастую является страх, который поддерживается отдельными фактами дедовщины, местничества, бытовой необустроенности в войсках.
Эксперты полагают, что военкоматы сталкиваются с дефицитом призывников.
По данным Минобороны, около 150 тысяч призывников имеют право на отсрочку или освобождение от призыва, являются негодными для прохождения армейской службы, и ещё около 100 тысяч находятся в трудовой миграции за пределами страны.
Официальные органы не признают «облавы» и незаконные доставки в военкоматы. Однако правозащитники их заявления опровергают.
Так, руководитель деятельности по защите прав призывников и военнослужащих правозащитной Ассоциации молодых юристов «Ампаро» Дилафруз Самадова рассказала «АП», что к ним постоянно обращаются призывники и их родители по поводу незаконной доставки в военкоматы.
- Например, жители Согдийской области В. и С. во время прошлого весеннего призыва были задержаны и в этот же день после прохождения городской и областной комиссии направлены в войсковую часть в нарушение действующего законодательства без тщательного медицинского освидетельствования. Призывник А. 5 мая текущего года, приехавший в соседний район, был задержан работниками милиции и военкомата. Несмотря на то, что он состоял на воинском учете в другом районе, его заставили пройти медкомиссию и на следующий день отправили в часть», - говорит она.
Незаконная доставка в военкоматы и на призывные пункты, по поводу которой обращаются граждане, осуществляется путем ущемления свободы передвижения – основной составляющей прав и свобод граждан, - отмечает юрист.
- Вообще, призыв в армию путем облав противоречит закону, - продолжает Д. Самадова. - Забирать людей в армию силой незаконно. Для этого существует повестка, которую сотрудники военного комиссариата должны вручить лично призывнику или его родственникам.
В целом «облавы» и незаконные приводы призывников, считает эксперт, отталкивают призывников от военной службы.
- Было бы целесообразным сократить срок службы до одного года и поэтапно переходить к профессиональной армии, с определенным статусом военнослужащих и обязательными социальными гарантиями со стороны государства, - считает Д. Самадова.