Госдепартамент США опубликовал 29 мая доклад о международной ситуации со свободой вероисповедания за 2017 год. В нем традиционно есть раздел и о ситуации в Таджикистане, которая вызывает «особую озабоченность» Госдепа.
США заявили, что в 2017 году власти Таджикистана арестовали свыше 220 человек по обвинению в экстремизме, большинство из них признаны виновными в причастности к запрещенным группировкам «Салафия» и «Исламское государство».
Авторы доклада отмечают, что 13 человек, которые добровольно вернулись на родину с территорий, подконтрольных ИГ, были амнистированы властями республики.
Ситуация по стране основана на информации общественных организаций. Сообщается, что по техническим или административным причинам власти не регистрируют организации религиозных меньшинств, «Свидетели Иеговы» до сих пор остаются под запретом, а единственная синагога не зарегистрирована.
Все мечети, действующие согласно ханафитского мазхаба, функционируют с разрешения Совета улемов. МВД Таджикистана установило во всех мечетях камеры видеонаблюдения, чтобы контролировать их деятельность. Госдеп обеспокоен тем, что женщин продолжают ограничивать в ношении хиджаба, а мужчин – в ношении бороды. Все точки, торгующие женской одеждой, проверяются на наличие «чуждой» одежды.
Госдеп отмечает, что власти продолжают использовать меры, чтобы граждане не присоединялись к «экстремистским организациям». Комитет по делам религий в Таджикистане заявил, что под термином «экстремизм» понимается пропаганда свержения правительства или насильственного экстремизма.
В 2017 году под общественные места было преобразовано около 2 тыс мечетей, 3900 религиозных учреждений получили официальный статус мечетей в стране. В августе 2017 года Комитет по делам женщин и семьи сообщил, что на улицах Душанбе проводятся разъяснительные беседы с женщинами, и им удалось убедить 90% из 8 тыс женщин отказаться от религиозной одежды.
Тема одежды таджикских женщин, отказ от «чуждого» облачения и презентация образцов приемлемых нарядов со стороны Минкультуры в течение года активно муссировалась в обществе и СМИ. 6 сентября 2017 года по инициативе Комитета по делам женщин абонентам мобильных операторов были отправлены смс с призывом отказаться от «чуждой» одежды. К кампании против ношения чуждой религиозной одежды присоединился и министр здравоохранения Насим Салимзода, который предостерег работников медицинских учреждений от облачения в хиджабы.
В докладе также упоминается дело Абдумалика Саломова, хирурга из Худжанда, который в ноябре 2017 года был обвинен в участии в «Салафия» и приговорен судом к 5,5 годам лишения свободы. Его родные утверждают, что он не имеет никакого отношения к салафитам, а его арест связан с критикой властей в кругу приятелей за пловом.
Житель Душанбе Даниил Исломов приговорен к шести месяцам заключения за отказ от присяги в армии и ношения военной одежды по религиозным соображениям – молодой человек был последователем «Свидетелей Иеговы».
В докладе отмечается, что многие представители третьего сектора в Таджикистане не заинтересованы в рассмотрении вопросов, связанных со свободой вероисповедания.
Также говорится о том, что посольство США и представители американского правительства, прибывающие в Таджикистан, во время встреч с руководством страны поднимают вопросы соблюдения прав верующих в рамках международных обязательств, и отмечают, что Конституция страны также гарантирует свободу вероисповедания всем гражданам.