Нынешняя элита Таджикистана, сформированная в период независимости и нестабильные 90-е, со своими особенными чертами – преданностью властям, кумовством и поддержкой позиции правительства - отличается от аналогичной системы демократических стран.
По негласным правилам, членам оппозиционных партий путь в государственные структуры прегражден. Но представители так называемых «независимых» партий, являющихся по сути проправительственными, могут получить в парламенте 1-2 кресла и должности в государственных учреждениях.
К примеру, по словам лидера социал-демократов Рахматилло Зойирова, члены данной партии, несмотря на свои навыки и опыт, не могут найти себе подходящую работу на родине, поэтому около 70% членов СДПТ вынуждены ехать в поисках заработка в Россию и Казахстан.
Молодая элита в Таджикистане, которая является активной, полна энергии и политических амбиций, вынуждена либо оставаться в тени, либо покинуть страну. По неофициальной статистике, за последние 10 лет Таджикистан покинули 63 тыс. образованных молодых людей, представителей интеллектуальной элиты.
По мнению экспертов, та молодежь, которая возвращается на родину с дипломами высших учебных заведений зарубежных стран, но не имеет достаточного количества денег и обширных связей в различных структурах власти, не может найти здесь достойную и хорошо оплачиваемую работу и вынуждена вновь уехать из страны.
Нурали Давлат, таджикский эксперт, говорит, что политическая элита в Таджикистане образована в основном за счет людей, преданных правительству либо имеющих родственные отношения с «верхушкой», они и делают карьеру в государственных структурах.
«Элита представляет собой небольшую группу, которая живет в лучших условиях, катается на дорогих автомобилях. Но большинство молодых людей, которые учатся в зарубежных вузах и полны энергии, не могут найти себе работу в государственных учреждениях и частном секторе страны», - говорит Давлатов.
Если в советское время молодой человек из рабочей либо дехканской семьи мог быть назначен секретарем районного комитета комсомола, и у него была возможность подниматься далее по карьерной лестнице, то сейчас наличие лишь диплома о высшем образовании для детей из семей со средним достатком не сулит им хорошего трудоустройства.
Сайид Мухиддин Дустмухаммадиён, эксперт по политическим вопросам, сказал, в стране очень развита родовая преемственность в политике и нынешнюю элиту страны составляют родные и близкие правительственных чиновников, занимающих ключевые посты в министерствах и ведомствах, посольствах и консульствах. За бортом остаются тысячи молодых и перспективных молодых людей, имеющих дипломы ведущих вузов США, Европы и России.
За последние 10 лет некоторые известные политические деятели безуспешно пытаются пробиться на политический олимп страны. Сайид Мухиддин Дустмухаммадиён, Раджаби Мирзо и Марат Мамадшоев участвовали в предыдущих парламентских выборах, но были разочарованы отсутствием здоровой политической конкуренции и проведением выборов в несвободной и непрозрачной обстановке, поэтому покинули политическую сцену. Многих активистов гражданского общества страны, которые ранее в своих комментариях СМИ критиковали политику правительства, сейчас практически не слышно.
Уроженец Таджикистана Абдулло Давлатов, работающий врачом в Москве, рассказал, что в начале 90-х считался успешным врачом в Таджикистане и создал в Душанбе первую клинику по лечению бесплодия.
Но во время гражданской войны в стране уехал в Россию и с тех пор живет и работает в Москве. По его словам, в России, в отличие от Таджикистана, передовая молодежь, независимо от национальности и вероисповедания, имеет большие шансы добиться высот в жизни.
Кстати, кандидатура Абдулло Давлатова, который является председателем Союза таджиков России и главой Ассоциации таджикских организаций «Самандар», выдвинута в депутаты Госдумы от «Партии Роста».
По мнению Давлатова, молодая элита, которая активна и имеет политические амбиции, обязательно столкнется в Таджикистане со многими проблемами. Он привел в пример судьбу Зайда Саидова, основателя партии «Новый Таджикистан» и адвоката Бузургмехра Ёрова, которые были арестованы по нескольким обвинениям и отправлены в тюрьму.
За последние 5-7 лет в Таджикистане наблюдается тенденция увеличения «утечки мозгов», и на то есть свои причины – социально-экономические проблемы, ограничения политических и религиозных свобод.
Возможно, в случае изменения кадровой политики нынешнего правительства и серьезных преобразований в обществе эта «чуждая» для нынешних властей элита вернется в Таджикистан.
В то же время, правящая Народная демократическая партия Таджикистана несколько лет назад создала школу молодых лидеров «Созандагони ватан», которая проводит мероприятия в различных регионах страны в поддержку правящей партии, а ее члены шаг за шагом готовятся к карьере в государственных структурах.