Минобороны и Главное управление погранслужбы ГКНБ Таджикистана опровергли информацию о возможном возвращении российских военных на охрану таджикско-афганской границы.
Вчера замминистра обороны России Юрий Борисов в беседе с Рейтер в Астане заявил, что Россия может возобновить приграничный контроль на таджикско-афганской границе. На вопрос журналиста, о том, возможно ли возвращение российских военных на охрану таджикско-афганской границы, в случае поступления такой просьбы со стороны Таджикистана, он заявил: «Я не исключаю такой возможности. Как вы знаете, унас там есть военная база».По словам замминистра обороны России, данная тема будет обсуждена лидерами двух стран, которые и примут соответствующее решение. «Все возможно», заявил Борисов.
Пресс-служба погранвойск Таджикистана 16 октября заявлила, что вопрос о возвращении российских пограничников натаджикско-афганскую границу не стоит в повестке дня и официльной информации об этом пока нет.
В министерстве обороны Таджикистана также сообщили Радио Озоди, что о возвращении российских военных на границу речи не идет. Правда, Фаридун Махмадалиев, пресс;секретарь минобороны, не исключил возможности серьезной помощи России в укреплении южных рубежей СНГ в рамках СПАД и программы сотрудничества между оборонными ведомствами РФ и Таджикистана.
Напоминим, заявление Юрия Антонова прозвучало в Астане, где проходилиофициальные переговоры президентов России и Казахстана.
Президенты Казахстана и России Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин обеспокоены ситуацией, складывающейся в Таджикистане. Такое заявление они сделали на пресс-коференции после двусторонней встречи в Астане.Назарбаев добавил, что складывающаяся в соседствующем с Афганистаном Таджикистане ситуация может угрожать региону.
На последних переговорах Владимира Путина и Эмомали Рахмона в г. Сочи, состоявшейся вечером 6 октября, лидеры России и Таджикистана обсудили проблему напряженности на таджикско-афганской границе. По итогам этой встречи было заявлено, что Россия намерена оказать Таджикистану военную помощь, однако речи о возвращении российский военнослужащих для охраны границы не идет.
На этой встрече Рахмон, в частности, заявил, чтовопросы безопасности на границе входит в зону ответственности ОДКБ.Он заявил, что "ситуация в Афганистане ухудшается с каждым днём. Практически идут боевые действия на протяжённости более 60 процентов границы, напротив таджикской стороны, сопредельных стран. Нас это очень настораживает", заявил он. Уже на следующий день после этой встречи министерство обороны России сообщило об усилении боевой возможности 201-ой военной базы, дислоцированной в Таджикистане, с помощью ударных вертолетов. В состав подразделения вошли ударные вертолёты Ми-24П и транспортно-боевые Ми-8МТВ. В минобороны заявили, что сформированная авиагруппа будет базироваться на аэродроме "Айни" в 30 км от Душанбе. В состав российской 201 военной базы, дислоцированной на территории Таджикистана, входят порядка 7000 военнослужащих.
Контракт действия базы продлен до 2042 года. Пока неизвестно, будет ли тема возможного возвращения российских военных на контроль таджикско-афганской границы обсуждена на встрече в Казахстане, в рамках заседания глав стран-членов СНГ, где, по официальным данным должен принять участие и таджикский лидер Эмомали Рахмон. Российские пограничники, обеспечивавшие охрану первой линии таджикско-афганской границы еще 10 лет назад, покинули Таджикистан в 2005 году.Такое решение было принято в рамках межгосударственного соглашения о порядке передачи госграницы Таджикистана с Афганистаном, подписанного в октябре 2004 г. в ходе официального визита в Душанбе президента РФ Владимира Путина.
Вместо них в Таджикистане был сформирован институт военных советников из числа опытных российских офицеров, которые оказывали консультативную помощьтаджикским коллегам в вопросах организации охраны границы, проведения операций по предотвращению контрабанды наркотиков и оружия, отражения возможных атак международных террористов.
Вопрос российского военного присутствия в таджикском обществе всегда вызывал бурные споры. Критики считают, что тем самым Душанбе теряют полную политическую независимость, отдавая главные рычаги контроля над собственной территорией Кремлю. Однако в условиях роста угроз терроризма и эскалации радикальных групп до северных границ Афганистана, прилегающих к таджикским рубежам, по мнению экспертов, у Таджикистана не было другого выхода, кроме как просить помощи у Москвы. Ряд экспертов, не сомневающихся в том, что российские военные могут вернуться для охраны таджикско-афганской границы, уверен, что угрозы от радикальных группировок Талибан и сторонников ИГИЛ вынуждают Таджикистан просить помощи у России и ОДКБ.