Мобильные телефоны и Интернет, считающиеся самыми прогрессивными изобретениями прошлого столетия, порой могут играть не вполне однозначную роль, когда попадают в руки диктаторских режимов. Документальный фильм шведских журналистов «Черные ящики», вызвавший много дискуссий, в первую очередь, среди общественности Швеции, разоблачает национальную телекоммуникационную компанию Teliasonera в сотрудничестве со спецслужбами диктаторских режимов на постсоветском пространстве для слежки за представителями оппозиции, журналистами и бизнесменами. Сама компания заявляет о том, что ее деятельность соответствует законам страны, в которой она ведет свой бизнес, а соблюдение прав человека является прерогативой правительств.
Йоахим Дифвермарк один из трех шведских продюсеров, кому пришла мысль о проведении журналистского расследования по деятельности телекоммуникационной компании Teliasonera в странах бывшего СССР. Поводом усомниться в том, что некая шведская компания могла бы сотрудничать с диктаторскими режимами вопреки кодексу чести и прав человека стали события в Египте. После свержения режима Хосни Мубарака в прошлом году, выяснилось, что большое количество западных компаний сотрудничали с ним, рассказал журналист:
- Когда мы стали изучать наши компании, оказалось, что крупнейший производитель мобильных телефонов Ericsson и телекоммуникационная компания Teliasonera имеют представительства в странах, где существуют проблемы с правами человека, свободой слова и демократией. Мы решили выяснить роль шведских компаний в этих процессах, - рассказал Йоахим Дифвермарк.
В ходе исследования один из собеседников заявил, что «Арабская весна вынудила диктаторские режимы усилить слежку за оппозицией и журналистами». Работа большой исследовательской группы длилась почти полгода и результат был ошеломляющим: авторы, продемонстрировавшие фильм в апреле по национальному телевидению, доказали причастность компании Teliasonera к слежкам за представителями оппозиции, видных правозащитников и прослушиванию их разговоров.
По мнению авторов, Teliasonera предоставляла спецслужбам таких стран, как Беларусь, Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан и Таджикистан новейшие технологии по слежке за частной жизнью отдельных людей. Они утверждают, что процесс сбора документов проходил с участием самих сотрудников компании Teliasonera, общественных деятелей и журналистов. В то время, как в сам фильм попали кадры съемок, сделанных в Беларуси, Азербайджане и некоторых других странах, о ситуации в республиках Центральной Азии им удалось собрать объемный исследовательский материал:
- Работать в Таджикистане было сложно, потому что здесь еще не совсем развито сотрудничество в области международной журналистики. Узбекистан настолько репрессивная страна, что вы не найдете ни одного журналиста, готового сотрудничать с представителем международной прессы. Но, несмотря на трудности, нам удалось и в Таджикистане и в Узбекистане через документы и соглашения доказать, что Teliasonera действительно помогает диктаторским режимам. В Таджикистане, к примеру, мы узнали, что чаще всего слежка ведется за представителями оппозиции, журналистами и бизнесменами. Нашими источниками стали сотрудники внутри Teliasonera и НПО, предоставившие информацию о слежке над клиентами этой компании.
Руководство компании Teliasonera было вынуждено отреагировать на разгоревшийся скандал. В заявлении, сделанном на их сайте, сам факт помощи спецслужбам диктаторских режимов в слежке за негодными властям людьми не
??отрицается. Вице-президент Сисилия Эдстром заявила, что «обязанность за обеспечением прав человека в первую очередь лежит на правительстве, а коммерческие организации соблюдают эти права».
В Таджикистане Teliasonera представлена под брендом Tcell, 40 % акций которой принадлежат Фонду Ага-Хана. Эта компания, созданная в результате слияниях двух национальных компаний «Индиго-Таджикистан» и «Сомонком» в прошлом году, с гордостью заявляет о том, что обеспечивает мобильной связью «более чем 2,5 миллиона жителей страны и является первой компанией, обеспечившей связью горные регионы Таджикистана, такие как Памир и Мургаб». В условиях жесткой конкуренции, Tcell стал самым крупным налогоплательщиков в Таджикистане третий год подряд.
На вопрос радио Озоди о том, помогает ли эта компания службам безопасности Таджикистана в ведении секретной слежки за телефонными разговорами, Интернетом и электронной связью своих клиентов, Рустам Мирсаидов, один из ответственных сотрудников компании ответил так: «Технические возможности компании Tcell не позволяют ей вести секретную слежку за телефонными разговорами, СМС, Интернет и имейлами компьютеров клиентов компании, а сотрудничество со службами безопасности и правопорядка происходят в рамках Закона РТ об оперативно-розыскной деятельности».
Тем временем, многие жители Таджикистана не сомневаются в том, что их связь может находится под пристальным вниманием. Мухиддин Кабири, лидер Партии Исламского возрождения Таджикистана, чья мобильная связь обслуживается компанией Tcell, сказал, что сам он не может утверждать о том, что его разговоры прослушиваются:
- Но дело дошло до того, что когда ты общаешься с представителем власти, даже если разговор заходит о каких-то законах, они сперва проверяют, выключен ли их телефон. А некоторые даже поднимают звук телевизора, чтоб наверняка их никто третий не услышал. Но мы не должны забывать, что по законам Таджикистана, материалы, добытые вследствие скрытной записи, считаются незаконными и они не могут быть использованы в качестве доказательства на суде. Правда, их могут использовать с целью шантажа.
Но что же хотели сказать авторы нашумевшего фильма о «Черных ящиках»? Продюсер Йоахим Дифвермарк уверен, что в гонке за коммерческой выгодой, компании, приезжающие из Швеции в тот же Таджикистан, наряду с законами этой страны, обязаны помнить об этических нормах, существующие у них на родине. Они должны помнить, что диктаторские режимы могут в любой момент использовать самые полезные для человека технологии против своих граждан. Поэтому, говорит он, их деятельность должна быть прозрачной и открытой.
Хиромон Бакозода, радио Озоди