Этим летом жители разных районов Таджикистана ощутили на себе последствия изменения климата. Так, 16-17 июля на Памир обрушились сели, вызванные жаркой погодой, а 20 июля в Раштской долине на севере страны произошли обвалы грунта из-за таяния ледников.
Сейчас правительство и гуманитарные учреждения в Таджикистане оказывают срочную помощь населению, пострадавшему в результате стихийных бедствий. Гуманитарное сообщество готово оказать и другое необходимое содействие.
Так, Программа развития ООН готова предоставить непродовольственные товары, заняться координацией вопросов по комплексному восстановлению, ЮНИСЕФ может оказать помощь в секторах образования, водоснабжения, санитарии и гигиены.
Об этом в интервью радио ООН рассказывает национальный советник по реагированию на стихийные бедствия Управления ООН по координации гуманитарных вопросов в Таджикистане Валиджон Раноев.
Валиджон Раноев: В Раштской долине 20 июля из-за потепления и таяния ледников обрушилась большая масса грунта в нескольких джамоатах. По предварительным данным, один человек погиб. Пострадали более 70 домов, из которых, по последним сообщениям, 50 полностью разрушены.
Группа ООН по быстрой оценке и координации, в которую входят представители проектов и программ ООН, других международных организаций сейчас работает на местах. Группа проводит оценку для того, чтобы определить, во-первых, ущерб, во-вторых, необходимые гуманитарные нужды людей, чтобы скорейшим образом начать процесс по разработке совместных запросов для доноров.
Радио ООН: Давайте поговорим о ситуации на Памире. Какова ситуация на местах, можете поделиться какими-то оценками?
Валиджон Раноев: В принципе, гуманитарная ситуация сейчас уже нормализовалась. Срочная помощь в виде палаток, продовольствия и непродовольственных товаров была уже доставлена. Там находится команда из сотрудников организации Focus – представительство сети организаций Фонда Ага-Хана – а также Движения Красного Полумесяца, ООН, представителей центральных и местных органов власти.
Они совместно реагируют и координируют содействие. Установлен палаточный городок, оказывается помощь 70 семьям, эвакуированным после происшествия в Шугнанском районе.
Самый критичный вопрос – оказание помощи в секторе водоснабжения, гигиены и санитарии. Так как в Таджикистане нет большого опыта по работе в палаточных лагерях, стоит большой вопрос об оказании приемлемой помощи в этом секторе в лагере.
Радио ООН: Что делает ООН? Были ли запросы к Организации от властей?
Валиджон Раноев: Мы на уровне правительства координируем наши действия. Мы провели встречи с премьер-министром, его заместителем, министром иностранных дел.
Буквально вчера мы собрали большое совещание всех международных организаций по стране. Правительство полностью возложило ответственность за координацию на ООН.
Мы работаем над закрытием, скажем, пробелов, которые остались после оказания первой чрезвычайной помощи, которая была оказана со стороны местных представителей.
ООН может оказать всю необходимую поддержку. Несмотря на то, что чрезвычайная ситуация произошла в ГБАО, всю необходимую политическую деятельность по оказанию помощи нужно вести в Душанбе, и для этого ООН работает на самом высоком уровне.
Мы можем решить вопросы, связанные с доставкой груза, оформлением товаров или же мобилизацией дополнительных ресурсов в стране, что мы сейчас и делаем.
Радио ООН: Валиджон, не планирует ли ООН обратиться к государствам-донорам с призывом о выделении срочных финансовых ресурсов? Что-нибудь в этой области готовится или ООН обойдется имеющимися ресурсами?
Валиджон Раноев: Видимо, на данный момент, имеющимися ресурсами. Говоря об оказании срочной помощи, она, как я уже сказал, была оказана в ГБАО.
А в Раштской долине на данный момент уточняются эти потребности, так что, на данный момент, пока нельзя сказать, что мы точно справимся имеющимися ресурсами или будем запрашивать дополнительные.
Например, в ГБАО Всемирная продовольственная программа (ВПП) готова оказать пострадавшим помощь продуктами питания. Также и другие ведомства ООН.
Будет ли ООН обращаться к международным донорам вне страны по оказанию срочной помощи? Скорее всего, нет, если, конечно, масштаб чрезвычайной ситуации не будет расширяться как в ГБАО, так и по всей стране.
Что касается вопросов восстановления, со стороны ООН мы со всеми организациями, находящимися в стране, планируем разработать запрос к донорам о мерах раннего восстановлении, реализацию которых можно быстро начать.
Мы хотим вопросы раннего восстановления – структур, домов, вспомогательных сооружений – решить как можно скорее. Ведь это горные районы, и холода там наступают намного раньше, чем в других частях страны.
Поэтому, в случае, если не будет потребностей для разработки запроса по оказанию срочной помощи, то ООН будет рассматривать вопрос разработки совместного запроса именно по раннему восстановлению, включая, конечно, вопросы снижения риска, дополнительных оценок, структурного восстановления и восстановления жизнедеятельности населения.