В Душанбе завершилась судебная эпопея по рассмотрению уголовного дела в отношении 65-летнего религиозного деятеля Саидмахдихона Сатторова, известного в народе как «шейх Темур».
Приговор
Как сообщили в Верховном суде республики, Сатторов признан виновным по пяти статьям: 338 (самовольное занятие земельного участка), 243 (надругательство над телами умерших и местами их захоронений), 250 (вымогательство), 170 (многоженство), 164 (воспрепятствование получению обязательного общего образования) Уголовного кодекса Таджикистана и осужден на 16 лет тюремного заключения.
Адвокат Сатторова Мавлудхон Салихов сообщил СМИ, что процесс по делу проходил за закрытыми дверями в зале СИЗО №1 в Душанбе. Оглашение приговора произошло после того, как 30 июня гособвинитель Дилафруз Исмоилова просила суд избрать в качестве наказания Саидмахдихона Сатторова лишение свободы сроком на 18 лет.
С.Сатторов 7 июля в своем последнем слове просил суд принять во внимание его возраст и освободить в зале суда. В частности, он сказал: «В ходе процесса все приглашенные свидетели отрицали обвинения, будто они подвергались угрозам, давлению с моей стороны. Даже потерпевшие заявили, что лично с моей стороны никакого давления, угроз или насилия в отношении них не было».
Саидмахдихон Сатторов также назвал безосновательными обвинения в самовольном захвате земли. В частности: он задал вопрос: “Где на территории Таджикистана в 1978-1979 годах участок земли стоил 150 000 долларов?”
Как создали «Шейха Темура»
Саидмахдихон Сатторов родился в 1950 году в городе Вахдат. По данным официальных лиц, в 80-е годы он был осужден за двоеженство и несколько лет сидел в тюрьме. По рассказам одного из бывших надзирателей, в настоящее время пенсионера, ему однажды предложили посетить Сатторова. В 2014 году он побывал у «шейха Темура» и узнал в нем бывшего своего заключенного. «Я сильно удивился, так как в тюрьме его знал как абсолютно безграмотного человека. И я перестал ходить к нему», - рассказал он в этом году своим знакомым.
Слухи о том, что в Шахринаве и Турсунзаде поселился человек со способностями «вали» (близкого к Богу провидца) начали распространяться в начале 2000-х годов. О нем часто стали говорить на народных мероприятиях. Ходившие к нему люди рассказывали о чудесах, совершенных благочестивым старцем из Вахдата. К примеру, говорили, что посещение собраний «хазрата» (почтеннейшего человека) помогает очистить душу от скверны, наполняет ее радостью, человек становится удачливым и счастливым. Говорили, что если проявлять искреннее доверие (ихлос) к персоне «шейха», то можно добиться повышения по службе. Если у кого есть его благословение, то его машину гаишники не останавливают. По этим и другим разным причинам постепенно росло число мюридов (последователей, учеников) Темурхона из народной массы. Затем эстафету приняли чиновники разного уровня, которые не знали жадности по отношению к нему. Среди народа были созданы два образа: одни возвеличивали хазрата как истинного, праведного шейха, другие избегали его, так как для них был непонятен образ жизни этого человека и его учеников. Это привлекло внимание органов безопасности и правоохранителей. Еще в те времена Сатторов и его окружение были предупреждены несколько раз, в результате которых он вынужден был ограничить число моление - «зикр» (радение в стиле дервишей). Слава о чудотворных деяниях «шейха Темура», которые часто проводились в его домах, распространилась даже за пределами Таджикистана. По свидетельству источника, близкого к правоохранительным органам, среди посетителей дома Сатторова были и граждане Кыргызстана, Узбекистана, Российской Федерации. Кого удавалось задержать, отпускали с предупреждениями. Часто ловили и граждан Таджикистана - участников «зикра». Временно прекратив свои хождения, эти последователи, спустя некоторое время, вновь возвращались к хазрату. «Мюриды шейха» часто спорили с последователями ортодоксального ислама, который поддерживается государством, на различные темы.
Однако из-за заступничества чиновников высокого ранга ни милиции, ни КНБ не удавалось найти управу на неформального лидера, авторитет которого, по их мнению, угрожал государственному строю. Однако, кроме проявления ревности, они ничего не могли делать, ограничиваясь разъяснительной работой среди населения.
Один пожилой ходжи анонимно рассказал о том, как он по наущению своих друзей отправился к шейху в Пашмикухна - отдаленное высокогорное селение в верховье реки Ширкент на территории Турсунзадевского района. Побывав у него несколько дней, старик так и не смог увидеть лицо шейха, так как он разговаривал из-за завесы. По утверждению же близких мюридов, хазрат в это время соблюдал «чилла» - сорокадневное уединение для поста и молитв. Поэтому он разговаривал с паствой из-за покрывала, а так он всегда радушно принимал посетителей.
Годы шли. «Шейх» начал богатеть быстро. Его одаривали дорогими подношениями: машинами, скотом, земельными участками... Поэтому Сатторов, который в суде не признал вину за незаконный захват земли, может, был прав. Однако в суде тех, кто дарил «шейху» землю, не было, а ведь землю сегодня просто так без участия должностных лиц не получишь. Говорят, что участки Сатторову оформляли тогдашние руководители Шахринава и Турсунзаде в обмен на благословение на повышение по служебной лестнице.
И вот наступило время, когда в связи с растущей угрозой религиозного экстремизма государство стало закручивать гайки по отношению к духовным лидерам (в аккурат перед парламентскими выборами), правоохранительные органы вновь подняли вопрос о деятельности «шейха Темура», но на этот раз они решили окончательно добить его.
Задержание
Саидмахдихон Сатторов был задержан 16 февраля нынешнего года по запросу Генеральной прокуратуры РТ. Задержанию предшествовал нашумевший сюжет «Легенда шейха Темура», который несколько раз демонстрировали по республиканскому телевидению.
В телесюжете говорилось о том, что 65-летний священник имеет 7 жен, что он в конце 2011 и начале 2012 годов объявил себя мессией конца Света – «Имамом Махди». Авторы материала называли «шейхаТемура» - «религиозным мошенником», указывали, что в 2012 году он сменил свое имя Темур на Саидмахдихон.
В сюжете также утверждалось, что «шейх Темур» и его последователи смогли вовлечь обманным путем в свою деятельность сотни жителей и устроили роскошную жизнь за счет населения. Также была показана женщина, которая якобы является женой «шейха Темура», которую он лечил от душевного расстройства.
Позже он переехал в Гиссарскую долину и проживал в селение Асбоб Турсунзадевского района. По утверждению властей, у него также имелись дома и жены в Шахринавском и Гиссарском районах.
После задержания Сатторова был показан еще один сюжет о построенном мавзолее над могилой его отца на одном из кладбищ Вахдатского района, а также о бесчисленных паломниках, которые идут к этой могиле, как к священному месту.
Кого поймают, тот ответит за всех
После того как было закончено следствие, наконец, объявили приговор. Он, как и ожидалось, оказался несколько жестким и неоднозначным.
Например, Сатторов так и не признал своей вины в самовольном захвате земли.
Остались без ответа такие вопросы, как, например, кто ему выделил земельные участки? Конечно, все это не обходилось без содействия должностных лиц. Говорят, к нему с подношениями приезжали непростые люди, а госчиновники, включая первых лиц городов и районов. Сегодня только в одном джамоате лежат тысячи заявлений от простых граждан с просьбой выделить земельный участок для строительства дома. Однако из-за нехватки земельного фонда государство не может обеспечить население участками.
Сатторова также обвинили за «надругательство над телами умерших и местами их захоронений». Об этом народу стало известно по второму телесюжету, разоблачающему деяния «шейха Темура», в котором, по большей части, говорилось о возведении мавзолея на одном из кладбищ Вахдата.
Кто им дал разрешение, кто начертил проект, откуда взялись средства? «Большинство мюридов жили бедно, и их взносы никак не могли покрыть строительства таких домов и мавзолеев», - говорят в народе. А почему эти люди не взяли на себя часть «грехов» их благодетеля?
Факт вымогательства подсудимый постоянно отрицал. Как суд доказал его, неизвестно. Но известно, что люди сами несли ему подношения, и в этом никто их не заставлял.
Рассказывают еще одну историю. На рынке «Корвон» два брата держали лавку. Перед смертью их отец завещал ее сыновьям поровну и старшему наказал присматривать за младшим братом. После похорон отца старший брат попал в сеть мюридов «шейха Темура». Оформил он не без участия должностных лиц дом и магазин на свое имя. Младший брат стал работать на него как наемный рабочий. Вскоре под разными предлогами старший выгнал его, а на его место принял на работу одного из учеников «шейха». Этот факт мог остаться незамеченным, если бы он не продал часть своего дома в окрестностях рынка «Корвон» и вырученные деньги не отдал людям «шейха Темура». Младший брат вынужден был пожаловаться в органы на факты косвенного вымогательства.
Те, кто посещал «шейха Темура», утверждают, что сам он никогда не просил у них подношений, однако, его окружение с ненасытной жадностью принимало их и потом делило между собой. Был также случай, когда двое из неблагочестивых учеников крали деньги из казны Сатторова. Естественно, они были избиты и выгнаны с позором из дома «хазрата».
Суд доказал факт многоженства С.Сатторова, и по этому вопросу нет никаких претензий ни у кого, включая самого осужденного. Хотя, как говорят некоторые люди, по этой статье можно было бы осудить добрую половину его окружения, включая и щедрых чиновников.
Органы утверждают, что «шейх Темур» препятствовал получению обязательного общего образования для своих детей. Как рассказывает директор школы в телесюжете, детям Сатторова, по указке их отца, было запрещено ходить в школу.
В суде не нашел подтверждения и такой факт, что Саидмахдихон объявлял себя пророком. Этот ярлык на него повесили уже после его ареста.
Последствия
Как было сказано выше, задержание Сатторова произошло непосредственно перед выборами в парламент. Возможно, это связано с борьбой правительства против религиозных лидеров, чтобы они или их люди не проникли в парламент.
Тогда многие предполагали, что после выборов «шейх Тимур» никому не будет нужен, и, скорее всего, его освободят. Потому что его репутация уже достаточно подмочена, и народ уже за ним не пойдет. Однако случилось то, чего можно было ожидать: человек, угрожающий системе, будет добит до конца.
Отношение населения к персоне «шейха», как было и прежде - разное. Естественно, сторонники Сатторова считают решение суда несправедливым. Другие полагают, что суд принял верное решение, изолировав его от общества, но уж слишком жесткое.
Как следствие этой истории, остались пострадавшие – два десятка детей осужденного от семи его жен. Что будет с ними? Будут ли им помогать мюриды, если да, то как? Или государство само возьмется за их обучение светскому образу жизни и примет в учебные заведения? Как и кем они вырастут, имея психологическую травму как сыновья «врага народа»?
Не следует переходить дорогу «властителям и судиям» – таковь главный итог дела «шейха Темура».