Российский военнослужащий, обвиняемый в хищениях на авиабазе РФ, дислоцированной в Республике Киргизия, попал в сложную правовую коллизию – российские власти, взяв его под арест, разместили военнослужащего в СИЗО Республики Таджикистан.
Как сообщает «Московский комсомолец», уже более месяца российский военнослужащий Сергей Степанов содержится в СИЗО №1 г. Душанбе. Сотрудники 527 военного следственного отдела СК РФ по ЦВО обвиняют начальника склада Степанова в хищении авиационного топлива с военной базы в городе Кант Республики Киргизия (там дислоцирована 999-я авиабаза, входящая в состав 2-го командования ВВС и ПВО).
В конце апреля, направленный в командировку Сергей Степанов, был задержан в столичном аэропорту Таджикистана, а затем, решением 109 гарнизонного военного суда, был арестован и помещен в СИЗО. При этом для того, чтобы соблюсти его права на получение квалифицированной юридической помощи, ему предоставили таджикистанского адвоката.
Как пояснил «МК» нынешний (уже российский) адвокат обвиняемого Алексей Мезенцев, тот был «передан для содержания под стражей в правоохранительные органы другого государства». Тем самым, утверждает защитник, была нарушена 7-я статья Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых». Иными словами, СИЗО №1 в городе Душанбе не входит в перечень мест, где должны содержаться обвиняемые РФ, тем более, согласно УПК РФ, подозреваемые и обвиняемые военнослужащие должны содержатся на гауптвахтах.
Более того, добавляет защитник, в Соглашении между Россией и Таджикистаном о статусе и условиях пребывания российской военной базы (РВБ) на территории республики, есть пункт гласящий, что личный состав РВБ и члены его семей неприкосновенны. Соответственно, по словам Мезенцева, Степанов не может содержаться в СИЗО этого государства. Тем более, утверждает адвокат, «в камеру, где находится военнослужащий, периодически забегают конвоиры и начинают всех без разбора бить дубинками, при этом что-то говорят на таджикском, но Степанов даже не понимает, за что бьют».
В данном уголовном деле есть и другие подозреваемые, в том числе бортинженеры. Их задержали в Москве, допросили, но через 48 часов отпустили.
Руководитель Центра правовой защиты «Офицеров России» Сергей Ермоленко считает, что «если нет гауптвахты» на территории военной части, где служит Степанов, то «следователь поступил правильно», разметив его в столичном СИЗО Таджикистана (именно этим следователь и руководствовался). Впрочем, вопрос очень тонкий, отмечает полковник запаса Ермоленко, соглашаясь с логикой относительно российской юрисдикции. Подобное мнение «МК» озвучил начальник отдела защиты прав военнослужащих аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Георгий Поспеловский.
«[Военнослужащего] поместили в СИЗО города Душанбе на основании соглашения между Россией и Таджикистаном. Если б соглашения не было, то его бы туда (в СИЗО – «МК») не взяли», - пояснил Поспеловский, отметив, что «мы не вправе вмешиваться в расследование», но добавил, что в военную прокуратуру для выяснения всех обстоятельств все-таки был отправлен запрос; также аппарат уполномоченного выясняет условия содержания арестованного военнослужащего.
«Если бы его поместили в одиночную камеру, то еще можно было бы порассуждать. Но его закинули в камеру, где 15 таджиков, которые предлагают ему принять ислам», - сетует адвокат Мезенцев. Позицию ФСИН на момент публикации заметки получить не удалось.