Объявление беглого командира ОМОНа Гулмурода Халимова в рядах террористической группировки «Исламское государство» вызвало критику в адрес силовых структур. Прокомментировать случившееся мы попросили генерала в отставке, эксперта по вопросам безопасности Абдулло ХАБИБОВА.
- Абдулло Хабибович, командир ОМОНа Гулмурод Халимов, который считался без вести «пропавшим» с 23 апреля, вдруг объявился, но уже в Сирии. Что вы можете сказать по этому поводу? Как вы восприняли эту новость?
- Действительно, исчезновение командира ОМОНа вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Первые дни распространялись слухи о том, что он в отпуске, на спецзадании, что его убрали свои и т.д. Потом появилась версия, что он уехал в Турцию, а оттуда перебрался в Сирию. Не хотелось в это верить, но, к сожалению, это оказалось правдой. Нас оглушила эта новость - командир элитного подразделения МВД, человек, владеющий государственными секретами, добровольно вступил в ряды ИГИЛ. Мне кажется, это серьезный сигнал для взыскательного анализа происшедшего. Как получилось, что в этой закрытой военной структуре никто не обратил внимания на поведение командира. Гулмурод Халимов, как профессионал, отличный снайпер, в соответствии с установленным порядком должен быть на соответствующем учете и постоянном контроле. Как ему удалось свободно пересечь границу в аэропорту? Ведь существует правило, что высокопоставленные сотрудники силовых структур без соответствующего разрешения не имеют право выезжать за пределы страны. В аэропорту четыре уровня заслона: милиция, таможня, пограничники и сотрудники спецслужбы. Возникает также вопрос о качественном и эффективном оперативном прикрытии силовых структур со стороны Госкомитета национальной безопасности. Становится ясно, что в этом ведомстве не были сделаны соответствующие выводы после беспрецедентного побега из СИЗО группы осужденных, а также событий в Раште и Хороге, не перестроена работа с учётом сетевых войн, новых вызовов и рисков, т.е. умения противостоять современным террористическим и экстремистским атакам.
Конечно, никто не снимает ответственность за этот провал с руководства МВД - непосредственного куратора ОМОН. Можно не сомневаться, что виновные обязательно понесут наказание. Но нужно учесть и то, что большая ответственность за обеспечение контрразведывательной работы в силовых структурах по выявлению и нейтрализации изменников Родины в соответствии с компетенцией лежит на ГКНБ.
Анализируя ситуацию, невольно создается впечатление, что решение стратегических, судьбоносных задач по обеспечению государственной безопасности страны иногда подменяется малозначимыми и сиюминутными действиями. В результате, сотрудники ГКНБ вынуждены затрачивать свое дорогое время на подсчетах молящихся в мечетях, закрытии мечетей, проверках хозяйствующих субъектов и других вопросах, не входящих в их прямую компетенцию. Эти вопросы, мне кажется, необходимо передать в местные органы власти, милицию и гражданскому обществу, которые, в соответствии с требованиями закона, смогут разобраться в них и решить.
- У нас не первый год ущемляются права верующих. Эксперты не раз говорили, что все это может обернуться для наших властей бумерангом. Анализируя обращение Г. Халимова, напрашивается вывод: что это уже произошло. Не думаете ли вы, что это все «плоды» политики нашего правительства?
- Это не политика правительства. Это неумелые действия сотрудников правоохранительных органов. Зачастую они выполняют устные незаконные указания и приказы своих начальников, грубо нарушая законные права граждан. Когда задерживают мужчину и сбривают ему бороду, когда силой стаскивают с женщин хиджабы, когда закрывают места совершения намаза - все это не может не вызвать законного возмущения граждан. Главное, это сходит с рук, и никто из них за свои незаконные действия не несет наказания. И мы зачастую все прощаем вместо того, чтобы обратиться в суд и защитить законным образом свои права и наказать того, кто переступает закон. Недостатков много, и поэтому необходимо нам всем работать над их устранением.
Нужна постоянная системная и уважительная работа с населением, а не разовые рейды-показухи в угоду какому-то должностному лицу.
- Ранее в рядах ИГИЛ не было таких значимых фигур, как Халимов. Не может ли он стать своего рода лидером таджикских джихадистов в ИГИЛ?
- Трудно сказать, но одно очевидно - он обладает организаторскими способностями, опытом руководства оперативным подразделением, хороший профессионал, прошедший соответствующую подготовку, и с учётом этого его могут использовать.
- Сразу после появления видеообращения Халимова эксперты заявили, что руководство ряда силовых структур должно подать в отставку. Каково ваше мнение по этому поводу?
- Несомненно, это серьезный провал в работе правоохранительных структур и спецслужб, нанесен серьезный ущерб их авторитету, а также имиджу государства. Халимов занимал должность, многое знал и был посвящен в детали многих спецопераций. И это могут использовать для шантажа, дискредитации силовых структур и их руководителей, и в целом нашего государства. Я думаю, будет создана специальная комиссия, которая изучит всё и доложит руководству страны для принятия мер, в том числе - и по кадровым вопросам. А подавать в отставку или нет – это на совести руководителей МВД и ГКНБ.