В октябре 2014 года была завершена реконструкция автодороги Душанбе – Турсунзаде – граница с Узбекистаном. Однако объект до сих пор не принят в эксплуатацию.
Премьер недоволен…
Что вы скажете, если начали строительство, и каждый метр вашего сооружения вам обошелся в 2 тысячи 200 дефицитных на сегодняшний день «зеленых», и при этом строители вам говорят, что гарантийный срок службы всего 2 года? Согласны ли вы через каждые два года тратить на ремонт хотя бы по 1 тыс. долларов в течение всей жизни? Оставите ли такой объект своим детям и внукам, чтобы и они также всю жизнь мучились, тратя заработанные средства на вечный ремонт?
Сегодня в селах Таджикистана методом хашара строят небольшие дороги из песка и гравия, которые отменно служат населению как минимум в течение пяти-шести лет. Затем, снова выйдя на субботник, засыпают ямы песком и обеспечивают продолжительность срока службы дорог еще на пару лет.
А на реконструкцию автотрассы Душанбе – Турсунзаде протяженностью 61,5 км, по данным 2011 года, было выделено $186 млн (по другим источникам - $131,3 млн, из которых $120 млн – грант Азиатского банка развития и $11,3 млн – вклад правительства Республики Таджикистан).
По грубым подсчетам, каждый метр автодороги обошелся нашей стране примерно в 2,2 тыс. долларов США. Не слишком ли дорого, тем более когда качество не соответствует ожиданиям?
Как известно, качество автодороги было подвергнуто резкой критике премьер-министром республики Кохиром Расулзода в январе этого года. Он потребовал от ответственных лиц устранить недостатки в короткие сроки.
Премьер-министр поставил перед руководителями реализации проекта конкретные задачи по завершению работ по реконструкции и сдаче объекта в эксплуатацию к началу июня текущего года. В Турсунзаде он сделал замечание лицам, которые отвечают за реконструкцию дороги. По словам людей, участвовавших во встрече премьера с ответственными лицами, он отметил, что Таджикистан не очень богатая страна, чтобы позволить себе дорогостоящие некачественные сооружения, дорога должна служить как минимум 40-50 лет без ремонта. Как бы то ни было, Расулзода остался недоволен тем, как строили дорогу, и обещал, что не примет ее в эксплуатацию до тех пор, пока не будут устранены все недостатки.
В настоящее время строители заканчивают работу с учетом всех замечаний, и вскоре начнется вторая фаза – реконструкция части дороги в самом Душанбе.
Что думают о новой дороге жители?
Итак, жители Гиссарской долины получили - через 4 года реконструкции - современную автомобильную дорогу. В первую очередь их волнует проблема с переходами через дорогу. В нескольких населённых пунктах Гиссара, Шахринава и Турсунзаде школы расположены близко к автотрассе. Есть проблема с переходом детей на противоположную сторону. Конечно, ее можно решить, установив светофор и пешеходную «зебру». Но это снизит скорость движения автомашин и увеличит время преодоления расстояния.
Мехроджиддин, хозяйство «Дусти», Турсунзаде:
- За дорогу спасибо нашему правительству. Но вот у нас такая трудность. На противоположной стороне дороги расположена школа №34, где учатся более 1 тыс. детей, в том числе и из нашего хозяйства. Учитывая, как ездят у нас водители, боязно отпускать детей в школу.
Анвар, водитель такси:
- В Дусти, Шахринаве, Чусте, а также возле поворота на Гиссар нужно было построить подземные пешеходные переходы или путепроводы, чтобы пешеходам, особенно детям, было безопаснее переходить дорогу. Неужели строительство подземного пешеходного перехода стоит настолько дорого? Мне кажется, подобные переходы существенно снизили бы аварийность на дороге.
Вторая проблема, которая беспокоит всех, как жителей, так и водителей, – это прогон коров по трассе. Как известно, в Таджикистане трудно найти сельчанина, который не содержал бы скот. Из-за того, что проектом не предусмотрено место для прогона домашнего скота, стадо на трех участках совершает длинный путь по дороге, чтобы обойти барьеры центральной разделительной полосы.
Каждый день по утрам и вечерам перегоняемые через дорогу коровы создают длинные пробки, возникают даже аварийные ситуации. На переход стада через трассу уходит более одного часа. Кроме того, в нескольких местах предусмотрены площадки для зеленых насаждений, как раз вблизи тех мест, где проходит стадо. В будущем скот может создать угрозу для них.
Новая автодорога не имеет переходов для скота и гусеничной техники. От этого страдают хозяйства, у которых есть земли по обеим сторонам трассы. Они вынуждены, чтобы провезти тракторы и другую сельхозтехнику, заказывать специальные грузовики. Это обходится фермерам в лишнюю копейку.
Холов Р., фермер:
- Слышал, что в других странах большие автодороги имеют специально оборудованные места для пересечения проезжей части людьми, скотом, техникой. Наша дорога хорошая, но не очень удобная для хозяйственников. Недавно нам пришлось изрядно повозиться при перегоне гусеничного трактора на ту сторону дороги. Выбрали ночное время, разложили старые резиновые баллоны, по которым и проехал трактор. На это мероприятие ушло около часа.
В трех местах: на спуске к алюминиевому заводу, в районе кишлака Джавонон Шахринавского района и на мосту у Батоша – асфальт дал осадку. В настоящее время строители устраняют эти недостатки.
Отдельная проблема – стоянки и остановки вдоль трассы. В Шахринавском районе маршрутные такси собирают клиентов, занимая целую полосу.
Амир, житель посёлка Шахринав:
- Честно говоря, надоело все это. Никто не контролирует таксистов, которые преграждают путь, мешая движению, создают пробки. Гаишникам нет до них дела. Если бы создали площадку для стоянки такси или остановку, не было бы такого беспорядка. Сейчас их просто некуда выгнать.
Кроме того, движение автомашин грузоподъемностью более 40 тонн тоже может повлиять на быстрое изнашивание асфальта. Они ездят по ночам и перевозят грузы большого веса.
Напоминание
Напомним, официальная церемония начала реконструкции автодороги Душанбе – Турсунзаде – граница с Узбекистаном состоялась 7 ноября 2011 года с участием президента Таджикистана Эмомали Рахмона и вице-президента Азиатского банка развития Шиао Жао.
Автодорога Душанбе – граница с Узбекистаном является частью третьего коридора в рамках программы Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). Данный коридор простирается почти на 7 тыс. км от России на севере до Персидского залива на юге.
Во время подписания соглашения в 2011 году постоянный представитель Азиатского банка развития Джоджи Токеши заявил, что целью проекта является ремонт и реконструкция мостов и труб системы водоснабжения, строительство пешеходных дорожек в сельской местности, торговых точек вдоль трассы с целью привлечения в торговлю женщин.
А инженер из Австралии Даг Девиес, который руководит консультационным отделом, в прошлом году прогнозировал, что эта дорога будет похожа на австралийские автотрассы.
Интересно, имеют ли австралийские дороги подземные переходы в густонаселенных пунктах?