По данным "Ъ", уже в ближайшее время в двустороннее соглашение между правительствами России и Таджикистана о трудовой деятельности и защите прав граждан двух стран планируется внести ряд изменений. Речь идет, в частности, о введении организованного набора мигрантов и согласии Таджикистана принять нелегальных мигрантов обратно. С точки зрения чиновников, в результате между Москвой и Душанбе будет действовать наиболее прогрессивное соглашение в области контроля миграции. Опрошенные "Ъ" эксперты сомневаются, что корректировка законодательства в его нынешнем виде способна улучшить ситуацию с легализацией мигрантов и защитой их прав.
О том, что Россия и Таджикистан намерены в ближайшее время углубить сотрудничество в сфере упорядочивания потока трудовых мигрантов, глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил в ходе визита в Душанбе 2 апреля. "Подготовлены четыре дополнительных соглашения, которые позволят разрешить максимальное количество проблем, пока еще существующих в этой области,— сказал он.— Главная задача: вывести трудовых мигрантов из тени, сделать их полноправными и защищенными, чтобы никто не мог их эксплуатировать". Министр не уточнил, о каких нововведениях идет речь.
"Ъ" выяснил, в чем суть предложений. По словам российских дипломатических источников "Ъ", речь идет о дополнениях к ратифицированному в 2014 году парламентами обеих стран протоколу о внесении изменений в Соглашение между правительствами РФ и Таджикистана о трудовой деятельности и защите прав граждан двух стран. Напомним, решение о предоставлении таджикским мигрантам льготного режима Москва приняла в 2013 году в рамках договоренностей по продлению на 30 лет пребывания на территории Таджикистана 201-й российской военной базы.
Душанбе тогда добился, чтобы граждане Таджикистана могли пребывать на территории РФ до 15 дней без регистрации и получали разрешение на работу на срок до трех лет.
Дополнительные соглашения, по словам собеседников "Ъ", будут содержать следующие нововведения: обеспечение организованного набора трудовых мигрантов в Таджикистане представителями российских официальных органов; усиление обмена информацией о нарушителях миграционного режима; заключение соглашения о реадмиссии (то есть согласие Таджикистана принять высланных из РФ нелегальных мигрантов); взаимный обмен представительствами миграционных органов (то есть филиал ФМС в Душанбе и миграционной службы Таджикистана — в Москве).
В миграционной службе Таджикистана эту информацию подтвердили лишь частично. "Эти вопросы были рассмотрены на заседании таджикско-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое состоялось 4 марта в Москве",— пояснил "Ъ" пресс-секретарь ведомства Абдулло Кодири, оговорившись, однако, что сами соглашения еще не готовы. Более того, если работа над соглашением о реадмиссии завершена, то проект соглашения о правовом статусе представительств миграционных ведомств таджикская сторона сочла "нецелесообразным". Консультации в том числе по проекту соглашения об организованном наборе граждан Таджикистана для работы в России продолжатся до конца мая, когда в Душанбе состоится заседание экспертных групп. Кроме того, в Душанбе говорят еще об одном соглашении — в области социального обеспечения и пенсионного страхования трудовых мигрантов.
Источник "Ъ" в ФМС также пояснил, что соглашения еще не готовы. Главным из них, по его словам, является организованный набор трудовых мигрантов из Таджикистана для временных работ на территории РФ. Проект этого документа согласовывается на уровне МИДа, Минтруда и ФМС, но к единому мнению в межведомственной комиссии, по словам собеседника "Ъ", еще не пришли. "Предварительно речь о том, чтобы отправлять в Таджикистан российских специалистов, которые будут заниматься набором кадров и организацией их приезда в Россию на время работ. На них же предполагается возложить ответственность за трудоустройство, распределение и так далее",— пояснил он.
По мнению бывшего заместителя директора ФМС и главы фонда "Миграция — XXI век" Вячеслава Поставнина, обсуждаемые соглашения больше похожи на "взаимную декларацию о добрых намерениях" и мало что поменяют в ситуации с мигрантами. "Идея об организованном вывозе мигрантов в РФ ведется уже лет десять, и за это время в тестовом режиме перевезли около 60 человек",— сказал он "Ъ". По словам господина Поставнина, пункт о реадмиссии также не выглядит работоспособным: "Я стоял у истоков реадмиссии в отношениях с европейскими странами еще в 1990-х годах, все были в ужасе, думали, что россиян начнут массово высылать отовсюду, но, как видите, ничего такого не происходит. Реадмиссия — это своего рода фетиш, не более".
Глава Федерации мигрантов России Маджумдер Амин заявил "Ъ", что реализация вышеупомянутых четырех пунктов облегчит жизнь миграционным службам, но не самим мигрантам. "Речь здесь идет, по сути, только о взаимном обмене информацией и учете, а мнения мигрантских организаций никто не спрашивает. В соглашении обязательно должны быть пункты об упрощении легализации иностранцев в РФ и об упрощенном получении права на работу", — считает он. По словам Вячеслава Поставнина, также неясно, как новые положения в отношении мигрантов из Таджикистана будут сочетаться с действующими юридическими нормами. "Правительства РФ и Таджикистана ведь сначала подписали важное соглашение о праве таджиков получать разрешение на работу сроком на три года, но потом были введены патенты. И как быть? Ведь межправительственное соглашение, по идее, должно иметь приоритет, но на деле это не работает",— отмечает он.
На то, что согласие Москвы увеличить срок действия разрешений на работу для граждан Таджикистана с года до трех лет фактически нивелируется введением патентов, посетовал и председатель общероссийского общественного движения "Таджикские трудовые мигранты" Каромат Шарипов. По его оценке, сегодня в России более 600 тыс. мигрантов из Таджикистана (по данным ФМС РФ, их около 970 тыс.), однако касающиеся их соглашения на практике часто нарушаются. "России нужны специалисты? Сообщите на сайте, представители каких профессий требуются, кто будет гарантировать, что по прибытии в Россию с ними будет заключен трудовой договор, что эти люди будут своевременно получать зарплаты, обеспечены социальными пакетами и отпусками, а не отправлены в спецприемники и обвинены в нерасследованных преступлениях",— заявил в беседе с "Ъ" господин Шарипов.
По данным Всемирного банка, денежные переводы трудовых мигрантов из России в последние годы в среднем составляли около 40% ВВП Таджикистана, однако в этом году этот показатель, как ожидается, существенно снизится.