По данным российских СМИ, на сегодняшний день около 300 таджикских мигрантов оказались в списке не выездных, и еще 400 тыс. других могут попасть в этот список. Если суммировать, то получится, что около 700 тыс. таджикских мигрантов окажутся на трудовом рынке Таджикистана. На наши вопросы таджикских журналистов относительно положения мигрантов и радикализации среди молодежи ответил Иван Сафранчук, доцент кафедры Мировых политических процессов МГИМО России.
- Как Вы думаете, не способствуют ли ужесточенные правила миграционной службы России росту радикализма в Центральной Азии?
- А как Вы думаете, визовый режим Европы со странами Центральной Азии не способствует этому? Подумайте, если бы не было визового режима, то все ушли бы в Европу, и таких проблем не возникло. Если вам так мешают ограничения со стороны России, то почему не мешают ограничения со стороны Европы?
- То есть, вы не видите проблему в том, что сразу столько молодых людей окажутся без работы?
- Еще раз повторюсь, что если бы не было визового режима, не пришлось таджикским трудовым мигрантам искать работу только в 40-миллионной России. И могли выбрать Европу с 500 миллионным населением. Почему Европа не хочет пускать всех с Центральной Азии к себе? Я считаю, что такой аргумент, а именно обвинение России в этом не имеет права на существование. Да, мы понимаем, что ужесточение миграционной службы России может осложнить ситуацию в Таджикистане. А если вы хотите ее разрядить, то можно найти путь.
Да, миграционная служба России ввела кое-какие ужесточения. Но если от этих ужесточений проблемы возникают здесь, то уже должны работать местные чиновники. Именно местные чиновники должны найти пути решения. Если они сами не смогут, то тогда надо просить о сотрудничестве и содействии. И можно решить этот вопрос как-то вместе. А такой способ, который есть сейчас – мы вам отправляем своих граждан, а дальше ваши проблемы, не справедлив.
- Значит, можно прийти к решению?
- Например, возьмем Кыргызстан. Кыргызы хорошо решили эту проблему. Кыргызстан вошел в Таможенный и Евразийский экономический союз. Теперь граждане Кыргызстана могут отправляться в Россию, у них не будет проблем и ограничений с трудоустройством там. Если они смогли найти решение, то и таджики смогут. Таджикистан должен решить этот вопрос на уровне взаимного согласия и компромисса. Иногда в таджикской прессе я читаю, что, мол, Россия обязана принимать всех, так как у них дома нет работы. Я не могу согласиться с такой логикой. Россия не обязана. А поскольку отношения между нами партнерские и союзнические, то любые вопросы будут обсуждаться, и можно найти компромисс. Вопрос о трудоустройстве таджикских граждан надо поднять с нормальной формулировкой, и все. А не таким способом, что Россия обязана.