На страницах социальной сети Фейсбук 15 марта выложено аудио телефонного разговора таджикского боевика, воюющего в ИГИЛ Нусрата Назарова с известным богословом Ходжи Мирзо (Мирзо Ибронов) о джихаде.
Мирзо Ибронов в интервью «АП» подтвердил, что данный телефонный разговор с Нусратом Назаровым действительно имел место. Он сказал, что знаком с «Махсуми Нусрат» и добавил: «Когда я в Кулябе совершал проповеди, этот человек даже близко не был к религии. Тогда Нусрат занимался наркоторговлей, и впоследствии стал наркозависимым. По моему предложению он купил себе автомашину «Тангем» и работал. Он привык к хорошей жизни, имел большие деньги от наркотиков, поэтому не смог зарабатывать простым водителем маршрутки. Позже я узнал, что Нусрат поехал в Россию, а оттуда - в Сирию».
- По каким причинам таджикская молодежь идет воевать под знаменами ИГИЛ?
- Боевики в таджикском крыле ИГИЛ являются салафитами. Они не относят себя ни к одному из мазхабов. Это доказано, что они салафиты-такфиры. Всех, кто отрицают их, они считают кафирами (неверными). Они даже меня и Эшони Нуриддина считают мушриками».
- Что надо делать, чтобы молодежь не вербовалась в ИГИЛ?
- С сожалением хочу отметить, что те способы, которые используются сегодня в этом направлении, не дали нужных результатов. Наоборот, тенденция выезда в Сирию сегодня усиливается. Я лично высказывал свое мнение государственным лицам. Сказал, посмотрите на Махсуми Нусрата, который в своем видеообращении не может доказать правильность своего избранного пути. Он признает свою безграмотность. Выясняется, что выезд на «джихад» является следствием безграмотности нашей молодежи.
Наш народ не должен опасаться религии, религиозного учения. В религиозных школах должны разъяснять, что такое джихад, его значение по религии. Также в районах и городах необходимо создавать медресе (религиозная школа). У нас много желающих получить религиозное образование, и они вынуждены выезжать в Египет, иранскую провинцию Захидан, их легко вербуют и увозят в Сирию.
Где мы должны обучать людей исламу? Где трибуна, с которой мы можем говорить про ислам? Люди не знают, кто такой Абуханифа и что представляет собой его мазхаб. К сожалению, это площадка пустует.
- Каким Вы видите будущее страны?
- Если в свете сегодняшней религиозной политики не будет никаких изменений, если к обсуждению не будут привлечены все уважаемые религиозные деятели и эксперты, то может случиться что угодно. У нас есть религиозные деятели (муллы), которые отстранены от трибун, но они очень грамотны. Они представители этой страны и нации, и их знания и опыт должны быть использованы в этом направлении.
Пять лет назад я говорил об этом, о том, что организуйте отправку религиозных деятелей, которые пользуются уважением в народе, в Россию, чтобы они проводили беседы с нашими мигрантами. В то время таджиков увозили на войну в Чечню и Дагестан. Я был в нескольких областях России, говорил с нашими соотечественниками. Пытался предотвратить это. Тогда не было Сирии. Последние два года, когда я бывал там, говорили только о Сирии. Ходят такие разговоры, что тому, кто сможет отправить в Сирию одну семью, дают 50 тысяч долларов.
Сегодня наше общество, наше правительство должны мобилизовать тех религиозных деятелей, которых любит народ, чтобы они вели пропаганду среди мигрантов.
Думаю, что именно эти меры в какой-то мере могут быть средством решения данной проблемы.