Есть разные способы прославить свою страну, и каждый выбирает тот, который ему по силам. Наш соотечественник Абдулазиз Раджабов избрал необычный и оригинальный способ – пешком пройти весь мир. С непременным мини-флагом на посохе уже 10 лет этот удивительный 66-летний человек ходит по миру, рассказывая о Таджикистане и помогая людям разных национальностей понять и принять нас.
За неоднократные пешие походы в хадж, что совсем несвойственно современным паломникам, которые предпочитают добираться до Мекки самолетом, народ прозвал этого человека Хаджи-пиёда, что в переводе означает «Хаджи-пешеход».
Абдулазиз Раджабов родился и вырос в кишлаке Гарабдара джамоата Зарбдор Кулябского района. Через несколько лет его семья переехала в Московский (ныне Хамадони) район, где Абдулазиз получил среднее образование. Затем были душанбинское профтехучилище №5, в котором он получил специальность электрика, и физкультурный техникум. В 1973 году Абдулазиз вернулся в родной район, устроился учителем физкультуры в школу №9 и параллельно работал тренером в спортивной школе. Учителем он трудился более 20 лет. Отметим также, что хаджи Абдулазиз имеет и высшее образование: в 1982 году он окончил заочное отделение Кулябского пединститута. В 1996 году, в тяжелое для республики время, чтобы прокормить семью, вместе с женой Абдулазиз Раджабов перешел работать в погранвойска Комитета госбезопасности РТ, откуда вышел на пенсию.
Странник мой…
Как и тысячам таджикских мужчин, из-за семейных трудностей нашему герою пришлось уехать в трудовую миграцию - в Россию, чтобы заработать денег на свадьбу своих подросших сыновей. В 2005 году, когда определенная сумма была собрана, он решил совершить паломничество в Мекку. Но пешком. До сих пор считается, что настоящий хадж совершается только пешим ходом, как это делали наши предки, при этом испытывая на себе все трудности и невзгоды этого паломничества. Узнав о решении Абдулазиза, его друзья-гастарбайтеры - чеченец, дагестанец, армянин и русский, накануне принявший ислам - решили присоединиться к нему в таком необычном и святом деле. Пятеро попутчиков из Москвы пешком добрались до Махачкалы, но из-за проблем с выдачей виз они не смогли продолжить свой путь.
- Мои попутчики поддержали меня, как смогли, и самое главное - они верили в меня. Именно они дали мне надежду, что я смогу продолжить путь в Мекку, но при одном условии: если мне удастся в посольстве Таджикистана в Турции получить визу в Саудовскую Аравию, - рассказывает хаджи Абдулазиз. - Риск, конечно, - дело благородное, и я рискнул. Сначала хотел идти через территорию Чечни, но там шла война, и меня не пустили. Пришлось вернуться обратно и пройти пешком по маршруту Казань - Ижевск - Волгоград. Потом были Калмыкия, Дагестан, Азербайджан, Грузия, через которую я и попал в Турцию.
В посольстве Таджикистана в Турции его приняли тогдашний посол Шухрат Султанов, его заместитель Бобоназар Бобохонов и консул посольства Рустам Солехов. По словам собеседника, он объяснил им намеченный маршрут паломничества, который пролегал через Турцию, Сирию, Иорданию, Израиль в Саудовскую Аравию.
- Дипломаты спросили, зачем мне ехать через Израиль. Я объяснил, что там много святынь, которые я бы тоже хотел посетить, но это оказалось проблематичным, и в итоге мне помогли получить визы в Сирию, Иорданию и Саудовскую Аравию, за что я был очень благодарен этим людям. В общей сложности мое паломничество из Москвы в Мекку продолжалось 9 месяцев и 12 дней.
Испытание
Причину своей выносливости при пеших переходах, которые иногда достигают до 80-100 км в сутки, хаджи Абдулазиз видит в многолетних тренировках и занятиях спортом.
- Тот, кто хочет быть моим попутчиком, должен выполнить норматив, пройти экзамен на готовность к дальней дороге. Он состоит в том, чтобы в течение месяца ходить по горным тропам Таджикистана, вырабатывая таким образом в себе выносливость и сноровку, - говорит хаджи Абдулазиз. - Мы вместе пройдем по святым местам республики, которых достаточно, чтобы проверить человека, сможет ли он выдержать дальний и опасный путь пешком.
Однажды был такой случай: Абдулазиз уже собрал очередную группу потенциальных паломников в Мекку, но когда вначале пришлось тренироваться по Таджикистану, двое из четырех автоматически выпали из списка, так как по дороге из Куляба в Душанбе, при входе в г.Вахдат, они сильно натерли ноги и не смогли двигаться дальше. Пришлось с ними распрощаться. А в 2013 году, при сдаче такого норматива он в составе небольшой группы из четырех человек пошел пешком из Куляба в сторону Таджикабада, чтобы навестить известного религиозного проповедника домулло Хикматулло. Дорога была дальняя и трудная, и снова двое из желающих пойти с ним в паломничество не справились и решили вернуться обратно.
- Остались только я и Абдурахим, который решил продолжить путь во что бы то ни стало, - рассказывает далее Хаджи-пиёда. - После того как мы навестили таджикабадского домулло, решили пойти в Тавильдару и посетить гробницу Хазрати Бурхи Вали, что и было сделано. А оттуда договорились пройти по горам в Ховалингский район, чтобы посетить еще одно историческое и религиозное место – мазори Хазрати Султони Увайси Карани. По нашему плану затем мы должны были пройти в Бальджуванский район, посетить еще один мазор, после по горам через Кангурт добраться до Дангары, а оттуда - в Душанбе. Но вот что случилось с нами в Тавильдаре. После посещения мазора Бурхи Вали по горам мы пошли в сторону Ховалинга, перешли реку Хингоб и… заблудились. С собой в вещмешках у нас было еды всего на один день. Мы долго ходили кругами, пока снова не оказались на берегу Хингоба. Уже стемнело. Пришлось заново возвратиться в пункт А, то есть в Тавильдару. А в горах Тавильдаринского района нет никакой связи, потому что антенны там не установлены, и не встретишь ни одного человека, чтобы спросить дорогу. Во второй раз продолжив свой путь, мы подумали, что идем в правильном направлении - в сторону Сари Хосор Бальджуванского района, но перед нами оказалась река Харкуш, ширина которой шесть метров, да и течение быстрое. Так что переплыть реку не было никакой возможности. И этот день подошел к концу. Стемнело. Запасы у нас закончились, пришлось пить ледяную речную воду и жевать корни одуванчиков и других горных растений. Половину третьего дня мы снова потратили на поиски правильной дороги и, к счастью, наткнулись на юрту чабанов, которые накормили нас жареной бараниной и напоили горячим чаем, а также показали правильный путь. Все эти тяжелые испытания прошел со мной акаи Абдурахим. Некоторое время спустя этот целеустремленный человек, несмотря на свой возраст, дошел со мной до Мекки, совершил хадж. Я же во второй раз стал хаджи.
Дружба
Во время пешего похода в Мекку к своему вещмешку Хаджи-пиёда прикреплял флаг Таджикистана, а при переходе из одного государства в другое прикреплял флаги этих государств. В среднем на то, чтобы пройти каждую страну, у него уходил целый месяц.
Как вспоминает хаджи Абдулазиз, при своем первом паломничестве в 2005 году, когда он один шел в Мекку, ему пришлось проходить территорию Грузии – страны, где большинство населения исповедует христианство.
- Во время устроенной пресс-конференции в мэрии Мекки арабским шейхам было интересно, как я проходил территорию немусульманского государства, то есть как меня принимали его жители, - рассказывает наш герой и далее объясняет, что еще во времена СССР он был участником всесоюзных спортивных соревнований, где однажды познакомился со спортсменом из Грузии Леоном Петриашвили, впоследствии четырёхкратным чемпионом мира по борьбе и двукратным чемпионом Олимпийских игр. В Грузии акаи Абдулазиз стал искать старого знакомого и, когда нашел, побывал у него в гостях.
- Больше по всей территории Грузии у меня не было проблем. Везде меня встречали радостно и угощали, - рассказывает акаи Абдулазиз.
Мечта
Уже десять лет он путешествует пешком из одной страны в другую, совмещая любимое занятие с богоугодным делом: паломничеством в святые места. Но не все его походы были легкими и безопасными. Например, в прошлом году во время перехода по территории Афганистана его задержали талибы, но потом, разобравшись, что к чему, отпустили. По словам хаджи Абдулазиза, единственное, чего попросили вооруженные талибы, отпуская его, это помолиться за них в Мекке. Интересно, что через несколько часов после этого случая Хаджи задержали бойцы НАТО и продержали более четырех часов, пока не нашли переводчика и не узнали цели его путешествия.
В прошлом году Хаджи-пиёда вместе с группой из восьми человек решил отправиться в Шри-Ланку и посетить тамошнюю святыню, так называемый «мавзолей Адама». Но в итоге до пункта назначения дошли только он и еще один попутчик. Их пешее путешествие продлилось семь месяцев.
Все его поездки сопряжены с приключениями и интересными встречами. Например, отправляясь в далекую Шри-Ланку пешком, он переходил территорию Индии, где повстречался со знаменитым индийским киноактёром Амитабхом Бачаном. До этого, когда возвращался из паломничества по территории Ирана, ему довелось встретиться с экс-президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом.
Абдулазиз Раджабов, трижды совершивший пешее паломничество в Саудовскую Аравию, теперь мечтает посетить Байтул-Мукаддас, то есть Иерусалим. Кроме посещения исторических святынь ислама в Израиле – мечети Аксо, мавзолеев пророков Авраама, Давуда и Сулеймана, Хаджи-пиёда поставил перед собой еще одну цель: он намерен встретиться с 17-м по счету премьер-министром страны Биньямином Нетаньяху. На встрече, как добровольный посланец мира, он хочет попросить перемирия израильтян с палестинцами.