На днях в рамках реализации проектов DIPECHO в Хатлонской области и ГБАО Таджикистан посетила региональный сотрудник по вопросам информации Хайнке ВЕЙТ. Побывав в наиболее уязвимых к стихийным бедствиям районах республики, она поделилась своими впечатлениями с корреспондентом «АП» и рассказала об особенностях миссии DIPECHO в Таджикистане.
- Мы здесь находимся порядка 20 лет, - говорит Х. Вейт. - В 1993 году мы начинали работать в Таджикистане в рамках программы ECHO (Департамент Европейской комиссии по оказанию гуманитарной помощи. - Прим. ред.), главная задача которой заключается в оказании помощи людям во время конфликтов и стихийных бедствий.
Постепенно, с окончанием гражданской войны наша миссия вылилась в ДИПЕКО - программу Департамента Европейской комиссии по гуманитарной помощи и гражданской защите, один из многих видов деятельности ЕС по всему миру. Эта программа направлена на те регионы планеты, которые особо подвержены риску стихийных бедствий. Таджикистан входит в их число, достаточно вспомнить недавнее землетрясение в Гарме. В этом случае мы действовали через Общество Красного полумесяца, выделив финансовую помощь на средства первой необходимости. Подобную помощь мы предоставляли и в июне 2011 года жертвам наводнений.
- Объясните принцип работы DIPECHO в Таджикистане.
- Мы мобилизуем финансовую помощь и работаем через наших партнеров, таких как: Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), Фонд спасения детей (Save the Children), Всемирная организация здравоохранения и многие другие. Они разрабатывают свои проекты по оказанию помощи пострадавшим или предотвращению риска стихийных бедствий и далее действуют на наши средства.
В первую очередь мы оказываем помощь тем, кто наиболее в ней нуждается, в независимости от политической, религиозной или этнической принадлежности. Мы также независимы от политических задач и политики Евросоюза.
- Разработан ли у вас принцип препятствования коррупции?
- Прежде чем заключить контракт с партнерской организацией, мы подписываем с ней соглашение, в котором описываются все организационные функции. Штаб-квартира партнерской организации должна располагаться в Европе. И в нашей деятельности мы используем принципы подотчетности и прозрачности.
- Вы контролируете, дошли ли средства по назначению?
- Конечно. Это одна из причин, почему мы содержим представительства в странах. У нас существуют строгие правила мониторинга каждого проекта со стороны сотрудников нашей организации, которые выезжают на места. Кроме этого, есть механизм финансового аудиторского контроля.
- Вы посетили места реализации проектов DIPECHO в Хатлонской области и ГБАО. Какие можете подвести итоги?
- Страшно было видеть то, в каких условиях живут люди и насколько они подвержены рискам. Например, я видела высокие склоны холмов, прямо под которыми расположены дома.
Но отрадно было видеть реальную готовность общин действовать в случае ЧС, где на местах есть команды быстрого реагирования из числа местных жителей. Мы видели энтузиазм и готовность жителей, что уже приносит свои плоды. В Хатлонской области в одном из районов мы встречались с группой детей, которые состоят в кружке активистов-спасателей, они работают с КЧС, с лидерами общин, у них проходят учения, и каждый знает, что делать в случае возникновения опасной ситуации.
- Над чем нужно работать в первую очередь?
- Люди должны делиться информацией, передавать опыт, укреплять связь с общинами и партнерами. Особое внимание нужно уделять группам, которые живут в отдаленных регионах, так как из-за отсутствия инфраструктуры помощь к ним будет идти долго.
Хотя ваше население показывает довольно хороший уровень в готовности к мелкомасштабным бедствиям, я не знаю, насколько оно готово к крупным ЧС. Поэтому было бы хорошо, если бы методики, разработанные в Хатлонской области и в ГБАО, получили поддержку властей на национальном уровне.
- А насколько власти идут вам навстречу?
- У нас долгосрочные и плодотворные отношения с КЧС, ведь это для нас ключевой партнер на протяжении многих лет. Я надеюсь, что так будет и в дальнейшем.
- Какие планы и цели стоят перед вами сегодня?
- Существуют различные компоненты ДИПЕКО в Таджикистане. Упор мы хотим сделать на укрепление отношений с властями и образовательными учреждениями. Например, на днях у нас была встреча с педагогами из Института повышения квалификации учителей. Они собираются внедрять в школьную программу элементы подготовки к чрезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям.
Активно будем работать в ГБАО, Хатлоне, РРП, столице Таджикистана, тесно сотрудничать с общинами, заниматься строительством малой инфраструктуры, например берегоукрепительными работами. Главная миссия ДИПЕКО заключается в том, чтобы не только спасти жизни людям, но и сохранить их средства к существованию.