Видным философом современности, продолжившим плодотворную деятельность своих наставников и внесшим огромный вклад в изучение философской мысли и развитие философской науки в Таджикистане, является академик Мусо Диноршоев - известный философ, педагог, общественный деятель, отметивший недавно свой 80-летний юбилей. Накануне корреспондент «АП» встретился с юбиляром.
- Мусо Диноршоевич, поздравляем Вас с юбилеем!
- Большое спасибо!
- Как получилось, что Вы, окончив факультет истории и филологии, затем решили стать философом?
- Еще в детские годы я был мальчиком любознательным. Меня интересовало все, что окружает нас – природа, люди, сама жизнь. Это заметили мои первые учителя в детском доме, в педагогическом училище и затем в университете, помогая развиваться мне в этом направлении.
Но, пожалуй, самую большую роль в моем последующем выборе сыграл известный советский философ Владимир Соломонович Библер. Во время учебы на историко-филологическом факультете на протяжении четырех лет под его руководством я изучал учебную программу факультета философии Московского госуниверситета.
По окончании университета в 1959 году по рекомендации В. Библера и при поддержке президента Академии наук республики С. Умарова меня принял на работу в качестве младшего научного сотрудника заведующий отделом философии АН РТ, известный ученый Аловаддин Махмудович Баховаддинов. Именно с того времени, можно сказать, я уже окончательно встал на путь изучения такой важной для общества науки, как философия.
- Что Вы можете сказать о развитии науки в республике в целом? В каком направлении есть сдвиги, где отстаем и по каким причинам? Как решить проблемы, существующие в таджикской науке?
- О проблемах развития науки в Таджикистане в целом можно сказать, что на данный момент достижения Академии наук находятся на уровне 80-х годов прошлого века. Хотя за эти годы в мировой науке появилось много нового, в Таджикистане особого применения этого нет, мало и собственных достижений. Причину создавшейся ситуации я вижу в том, что после распада СССР оборвалась связь научных центров республики с центрами других стран. А затем уже наша наука стала отставать по причине того, что страну покинули многие известные специалисты, а молодые кадры варятся в собственном соку, мало выезжая на учебу и переподготовку в международные научные центры.
Для того чтобы выправить положение, на мой взгляд, необходимо иметь особую программу подготовки научных кадров по всем направлениям науки, которые могут развиваться в нашей стране.
Таджикистан пока не может вести исследования по всем направлениям. Учитывая это, надо развивать основные, приоритетные направления науки.
Например, для Таджикистана может быть приоритетом такая отрасль науки, как энергетика. У нас большие водные ресурсы, и поэтому развитие гидроэнергетического направления может быть кстати.
Далее, для нашей страны может быть приоритетом развитие медицинской науки. И если мы решим проблемы в данной отрасли, подготовив высококвалифицированные кадры, это было бы важным фактором сохранения здоровья нации и будущего поколения.
Безусловно, приоритетное направление Таджикистана - это развитие сельскохозяйственных наук. Если мы ставим вопрос о продовольственной безопасности, то развитие этих наук в республике должно обеспечиваться серьезными новейшими исследованиями.
- Какие проблемы существуют в области гуманитарных и общественных наук?
- В области гуманитарных и общественных наук также должны быть поставлены новые задачи, так как и здесь существует много проблем. Например, возьмем область философии, в которой я работаю. Если сравнить с предыдущими годами, то надо признать, что сейчас в философских исследованиях начали преобладать суфистские, религиозные и мистические проблемы.
Перед Таджикистаном стоят большие задачи по развитию общества, и, по всей вероятности, следует переориентировать исследования по философии на изучение современных проблем, особенно проблемы устойчивого развития страны. Это очень важная проблема, имеющая много аспектов – от экономического, социального, культурного, идеологического до политического.
В общественных науках приоритетом может быть и изучение этногенеза нации.
В области филологии тоже много проблем. Например, никогда по-настоящему не была изучена история таджикского языка.
И если технические, медицинские науки нужно развивать совместно с международными центрами, то проблемы общественной науки должны решаться здесь. За нашу общественную науку должны отвечать мы сами.
- Государственное управление в любой стране должно иметь свое видение, свою философию, свой подход к внутренней и внешней политике, учитывающий, прежде всего, ее национальные особенности, традиции, духовные ценности. Насколько отвечает этим принципам система управления в нашей стране?
- Это сложный вопрос. Система управления будет соответствовать всему вышеуказанному, если кадры, работающие в системе политики, достаточно разбираются в основных проблемах политического управления.
Судя по тому, как сложилась политическая структура в Таджикистане, можно предположить, что руководство страны в основном хорошо представляет задачи политического управления и политического развития страны. В частности, один из главных документов, который является основой политического управления – Конституция РТ, принятая в 1994 году, - по всем отзывам, как наших, так и зарубежных экспертов, вполне соответствует международному уровню.
В какой степени соблюдаются эти нормы - другой вопрос.
Но хочу сказать, что все сразу не решится. За 20 лет существования Конституции в политической системе страны очень многое изменилось. Скажем, возник двухпалатный парламент. Это тоже достижение. В то же время может быть недостатком является то, что не до конца доведен принцип разделения властей.
Политическую элиту очень заботит стабильное развитие страны, и в этой связи делаются попытки, чтобы не раскачать государственный корабль. Мероприятия, которые осуществляются, скажем, по повышению уровня жизни граждан страны, могут послужить основанием для стабильного развития. Но ограничиться или обольщаться этим – будет ошибкой.
Если на данном этапе мы установили мир, согласие и стабильность, это не значит, что это будет на все времена. Ситуация в стране, в мире меняется стремительно, появляются новые поколения – с новым взглядом на жизнь, с новыми требованиями. И поэтому для долгосрочного стабильного развития страны политическое руководство должно учитывать это, держать руку на пульсе стабильного развития Таджикистана.
- На Ваш взгляд, в чем выражаются нормы светского государства? Все ли нормы, считающиеся светскими в европейских странах, можно принять в нашей стране? Насколько соответствуют принимаемые властями меры по ограничению свободы вероисповедания понятию светскости страны?
- Как известно, государство называется светским, когда обществом руководят не на основе религиозных принципов, в нашем случае – норм шариата, а на основе светского законодательства. Если брать с этих позиций, в Таджикистане общество управляется на основе светских законов, совпадающих с нормами, которые существуют в других светски устроенных странах.
Однако, безусловно, эти нормы не должны приниматься как догма, и они не должны окончательно игнорировать нашу традиционную культуру и религию. Эти моменты должны учитываться, и только в этом случае светские законы могут хорошо работать.
В этом плане надо хорошо согласовать, соотнести светское законодательство с национальными и религиозными традициями.
Основой здесь может быть Закон «О свободе совести и вероисповедания». Может быть, на данном этапе назрела необходимость еще раз вернуться к этому закону и, учитывая опыт последних лет, внести изменения, чтобы учесть все требования, чаяния всех слоёв общества.
- Как получилось, что страна с древней историей, культурой, философией, каковой является Таджикистан, сегодня оказалась на обочине мирового политического и экономического развития?
- Я бы не сказал, что мы оказались на обочине. С нами считаются – международные организации, Россия, США, Китай.
- А может, эти державы считаются с нами, потому что имеют свои интересы в нашей стране?
- Возможно. Другое дело, что мы не достигли уровня развитых стран. Хотя бы уровня Казахстана, Ирана, Турции. А для того, чтобы не оказаться на обочине исторического развития, прежде всего нам нужно развить необходимые для Таджикистана отрасли промышленности. Страна, которая не имеет достаточно развитой промышленности, в конечном счете окажется на обочине исторического развития.
Помимо промышленности нам надо уделить серьезное внимание, как я уже говорил, развитию сельского хозяйства. 60-70% продовольственного обеспечения должно быть внутреннего производства. Это особенно важно в тех условиях, когда мировое сообщество окажется в кризисе или же возникнут военные противостояния.
- И опять возвращаясь к Вашей научной деятельности. Насколько важна роль философии в развитии общества?
- Философия по общему определению, исходящему от Гегеля, будучи "квинтэссенцией" культуры, доводит человеческую мысль до совершенства, делает ее всесторонней и систематичной. А, следовательно, его можно использовать во всех сферах жизни.
Например, такой принцип философии, как «Принцип причинности» – одно из важных условий развития общества. Говоря проще, если мы не докопаемся до корней, причин той или иной проблемы, мы не можем ее решить. Это касается и проблем в экономике, медицины – будь то мировой эконмический кризис или болезни и эпидемии, обрушивающиеся на человечество в последние годы.
- Что сделал Диноршоев в таджикской философии, чего не было сделано другими?
- Во многих изданиях до недавнего времени считалось, что философия в мусульманском Востоке в средние века как таковая не существовала. Эта мысль подчеркивалась даже в «Философской энциклопедии» 2007 года.
Я впервые разработал натурфилософию Ибн Сины, и после этого утверждение о том, что философии в средневековье у нас не было, снялось. Даже на Западе, где также утверждалось об отсутствии философии в те века, после издания моего труда начали разрабатывать проблему средневековой европейской натурфилософии.
Также мною выдвинута идея существование такого направления, как плюралистическая философия, на примере трудов Абу Бакра ар-Рази, крупного учёного, мыслителя, медика 9-го века. Раньше, как известно, считалось, что существуют два основных философских направления - материализм и идеализм, а также примыкающие к ним дуализм и деизм.
- Каким хотели бы видеть будущее Таджикистана?
- Я хотел бы видеть Таджикистан с развитой промышленно-аграрной, а не аграрно-промышленной индустрией.
Хотел бы видеть Таджикистан страной, которая обеспечивает своих граждан достойной работой у себя на родине и сокращает число своих граждан, трудящихся за рубежом. Потому что массовая миграция самой активной, молодой части населения приносит вред стране по всем параметрам – и в социальной области, и в экономике, и в политике, а особенно - в области воспроизводства нации. А если сократится дальнейшее воспроизводство нации, это может нести серьезную угрозу существованию государства в целом. Этого забывать нельзя.
Мусо ДИНОРШОЕВ родился 7 ноября 1934 года в селе Арзунк Сангворского (ныне Тавильдаринского) района Таджикской ССР (ныне Республика Таджикистан) – таджикский философ. Доктор философских наук (1987), профессор (1991), академик АН РТ (1994).
Окончил историко-филологический факультет Таджикского госуниверситета (1959). Младший научный сотрудник Отдела философии АН Таджикской ССР (1959–1962), старший преподаватель кафедры философии Душанбинского государственного пединститута (1962–1965). Младший научный сотрудник Отдела философии АН Таджикской ССР (1962–1968), заведующий сектором истории философии Отдела философии АН Таджикской ССР (1968–1986). Главный редактор ТСЭ (1986–1988). Завотделом философии АН Таджикской ССР (1988–1990). Директор-организатор Института философии и права АН РТ (1990–1991). Директор Института философии и права АН РТ (1991–2007). Вице-президент АН РТ (1995–2000, 2005–2010), консультант Президиума АН РТ (с ноября 2012). Лауреат Всесоюзного конкурса молодых ученых по общественным наукам (1970), лауреат Государственной премии РТ им. Абу Али ибн Сины в области науки и техники (2011).
В своих трудах Мусо Диноршоев разрабатывает проблемы онтологии, гносеологии, логики, социальной философии, политологии в истории философии стран мусульманского мира, доказывая, вопреки прошлым и современным европоцентристам, существование развитой философской мысли и свободомыслия в мусульманском мире; устанавливает творческий характер ирано-таджикской и арабской философии на основе анализа философских концепций ал-Фараби, Абу Бакра ар-Рази, Ибн Сины, Абу-р-Райхана Беруни, Насира Хусрава, Шихаб-уд-дина Сухраварди, Насириддина Туси, Ибн Халдуна, Садриддина Шерази и др.; анализирует методологические проблемы историко-философского исследования.
Эти подходы изложены в его многочисленных (около 300) работах, среди которых монографичесие исследования «Философия Насриддина Туси» (1968, 2012 дополненное издание), «Ибн Сина и его философские воззрения» (1980), «Ибн Сина и его роль в развитии мировой цивилизации» (1980), «Натурфилософия Ибн Сины» (1985), «Из истории таджикской философии (1986, на персидском языке), «Насир Хусрави его «Зад-ал мусафирин» (2005г.), «Абухамид Мухаммад ал-Газзали и его «Опровержение философов» (2008), «Компендиум философии Ибн Сины» (2010), «Проблемы философии Ибн Сины» (2011 на тадж.яз.), «Плюралистическая философия Абу Бакра ар-Рази» (2013).
Мусо Диноршоев также является соавтором и переводчиком многих работ, таких как учебное пособие «Очерки истории философии» (1983), «Жизнеописания» и «Указания и наставления Ибн Сины» (1980), «Опровержение философов» Абу Хамида Газзали (2008) и другие.
Велика роль Мусо Диноршоева в подготовке философских кадров. Под его личным руководством защищено более сорока кандидатских и докторских диссертаций, авторы которых ныне успешно ведут научные исследования в различных отраслях философской науки. Благодаря этим усилиям Мусо Диноршоева сформировалась таджикская философская школа, признанная мировым философским сообществом. Среди его аспирантов и докторантов не только граждане Таджикистана, но и Афганистана, Белоруссии, Ирана, Киргизии, России.