В письме, в адрес президента переводчица ЮСАИД Дилбар Муминова попросила Эмомали Рахмона о поддержке освоить карьеру дипломата. Она мечтает представлять Таджикистан в ООН.
Молодая девушка считает несправедливым тот факт, что таджикская дипломатия представлена лишь в лице мужчин, в то время, как мировой опыт свидетельствует об успешных примерах дипломатической деятельности представительниц прекрасного пола. Одной из них она считает Сюзан Эллиотт, главу диппредставительства США в Душанбе.
- 1 сентября на встрече со студентами педагогического университета президент похвалил студена 2 курса за то, что говорит на разных языках. Он сказал, что тот после окончания учебы, может стать послом во Франции. Это меня воодушевило. Я уверена, что женщины могут стать примером успешных кадровых дипломатов.
Дилбар, помимо таджикского, говорит на трех иностранных языках, в том числе английском, немецком и русском. Сейчас она работает в одном из проектов ЮСАИД в Душанбе. Наряду с Педагогическим университетом Душанбе, она закончила и факультет финансов и кредита Сельскохозяйственного университета Таджикистана.
- Наши женщины часто работают на сложных, но малооплачиваемых работах. Они заняты в фермерских хозяйствах, они способны делать самую тяжелую работу. Я уверены, что наши женщины могут стать и лучшими дипломатическими работниками. Ежегодно, по данным ООН в мире от недоедания погибает 6 миллионов детей. Я бы призвала страны мира отказаться от производства оружия, ядерных боеголовок и танков и направить эти средства на производство продуктов питания для детей.
Статистика говорит о том, что количество женщин в рядах министерства иностранных дел Таджикистана не так велико. Ежегодно вузы Таджикистана заканчивают не мене 200 специалистов в области международной дипломатии, 30 % из них девушки. Однако чаще всего они не занимают посты или должности, где принимаются важные политические решения, занимая уровень советников, секретарей или начальников консульских отделений.
Одной из первых женщин-дипломатов, получивших пост начальника консульской службы стала Садбарг Ганиева, возглавившая этот пост в диппредставительстве Таджикистана в Москве.
Дочь президента Озода Рахмон стала единственной женщиной, занявшей пост первого замминистра иностранных дел Таджикистана.
Халима Хушкадамова, одна из первых женщин-дипломатов, проработавших 10 лет в посольстве Таджикистана в Москве, занимала должность второго секретаря и отвечала за связи с прессой. Хушкадамова, добившаяся больших успехов благодаря своим знаниям и опыту, отмечает, что количество женщин-дипломатов в мире также не так велико, как бы того хотелось самим женщинам.
-Хотя я абсолютно уверена в том, что женщины, не только благодаря своим знаниям и навыкам, но и мягкому сердцу, могут быть лучшими дипломатами, способными решать трудные задачи, в том числе и в вопросах международных отношений. Кроме того, в посольство всегда обращаются нуждающиеся в помощи соотечественники, а дипломаты должны отличаться хорошим отношением к людям. Кто, как ни женщины способны на это?
В МИД РТ не смогли поделиться информацией по поводу количества женщин-дипломатов в этой структуре. В Комитете по делам женщин, где проводят собственное исследование по вопросам доступа женщин к «трудным профессиям», говорят, что профессия дипломата, наряду со специальностью IT-специалиста и инженера относится именно к такой категории профессий. В 2014 году этим профессиям обучились лишь 900 женщин.
В структурах власти в Таджикистане занято 4393 женщины, 24 из которых занимают руководящие посты.
Дилбар Муминова, жаждущая осуществить мечту стать дипломатом, уверена, что и этот вопрос лишь в компетенции президента, одним решением которого может решиться и ее судьба. Дилбар уже отправила Рахмону 2 письма, надеясь, что он услышит о ее просьбе.
Зарангез Наврузшох, Радио Озоди