В Верховном суде Таджикистана во вторник, 22 мая, началось рассмотрение части уголовного дела в отношении экс-депутата и предпринимателя Низомхона Джураева по ст. 289 ч.3 (Контрабанда), 291 (Уклонение от уплаты таможенных платежей) и 340 (Подделка документов) УК РТ. Председательствует на процессе судья Саломат Хакимова.
Суд проходит в круглом здании судебных заседаний, который отвечает всем современным требованиям проведения таких мероприятий. Стол судьи заставлен многочисленными томами уголовного дела. Как и положено, в зале присутствуют все участники судебного процесса, всего около 10 человек. Подсудимый Джураев, облаченный в деловой костюм, действительно выглядит неплохо.
Прокурор зачитал обвинительное заключение, где говорится о нескольких фактах контрабанды пшеницы из Исфары в Кыргызстан для производства этилового спирта и его дальнейшей реализации. Речь идет о 2004-2005 годах, когда Джураев возглавлял Исфаринский химический завод. По материалам суда, в незаконных сделках по предварительному сговору участвовало руководство названного химзавода и ответственные лица таможенного поста «Баткен» на границе с Кыргызстаном. В ход шли подделка таможенных документов, создание фиктивного предприятия «Алмаз» в Кыргызстане и др.
В общей сложности, следствие установило, что в течение двух лет команда Джураева осуществила 7 фактов контрабанды пшеницы, несколько партий были довольно крупными, в объеме 700-800 тонн.
Н. Джураев признал свою вину по предъявленному обвинению частично. Более того, как отметили в антикоррупционном ведомстве, часть суммы от установленного размера нанесенного материального ущерба, подсудимый уже возместил государству.
Первый день суда был посвящен, в основном, опросу свидетелей, прибывших на процесс из Исфары. Многие из них в 2004 г. были водителями большегрузных автомашин и согласились за оплату довезти партию пшеницы с пункта заготовки зерна в Исфаре до таможенного поста «Баткен» по предложению некоего Махмадсаида (Махмадсаид Байдуллаев – замдиректора Исфаринского химзавода в 2004 г.). Однако, автомашины в количестве 7-8 единиц, доехав до таможенного поста и не дождавшись представителя завода, вынуждены были вернуться назад и отгрузить пшеницу на склады завода.
Между тем, сам Джураев находится на свободе в Душанбе, под подпиской о невыезде. Об этом не раз сообщали руководители антикоррупционного ведомства, сам Низомхон Джураев, а также совсем недавно, 13 мая, это подтвердил и его адвокат Бахтиер Насруллоев, к которому Джураев лично обратился за адвокатской помощью.
По словам Насруллоева, место нахождения его подзащитного тщательно скрывается в целях его же собственной безопасности. «Я сегодня (13 мая – ред.) виделся с Низомхоном Джураевым, чувствует он себя хорошо и выглядит соответственно. Сейчас проводятся следственные действия со стороны антикоррупционного ведомства, так как ему предъявлены, в основном, обвинения в совершении экономических преступлений, и отныне я буду рядом со своим подзащитным», - отметил адвокат, подчеркнув, что его подзащитный сам вернулся на родину, «хотя у него была масса других вариантов».
Напомним, таджикский бизнесмен, экс-депутат Согдийского областного маджлиса Низомхон Джураев, пропавший 29 марта после своего освобождения из подмосковного СИЗО, объявился в начале апреля в Таджикистане. До момента объявления в Душанбе, Джураев обвинялся по нескольким статьям, в том числе в хищении государственных средств в особо крупном размере и организации преступного сообщества. Позднее глава антикоррупционного ведомства Таджикистана Фаттох Саидов заявил, что пока Джураеву предъявлено обвинение в совершении экономических преступлений.
Его выступление было показано 7 апреля в эфире государственного телеканала «Джахоннамо». В своем выступлении Н.Джураев сообщил, что он приехал в Таджикистан добровольно ради своей 79-летней матери и почувствовал большое облегчение, когда пересек границу Таджикистана. Джураев заявил, что лучше отбывать наказание на родине, чем на чужбине.