К концу августа администрации школ страны отрапортовали об их полной готовности к новому учебному году. Несмотря на бодрые рапорты, каждую зиму объявляются каникулы на целый месяц.
Столица готова на все сто?!
По данным Управления образования столицы, в Душанбе действует 140 школ, 110 из которых обеспечиваются за счет городского и районных бюджетов. 30 школ являются частными или же образовательными учреждениями при вузах, лицеями и президентскими школами. По заключению комиссии Управления образования, в состав которой входили представители городской пожарной службы и санэпидемслужбы столицы, школы готовы к началу учебного года.
По словам начальника столичного Управления образования Хамидулло Факирова, администрации школ города Душанбе к осенне-зимнему периоду подготовились на все сто процентов.
«Все школы отремонтированы, окна застеклены и утеплены. К примеру, школы района И.Сомони, частично района Шохмансур и некоторые школы района Сино будут обеспечены централизованным теплоснабжением. А вот в районе Фирдоуси не будет теплоснабжения из-за неготовности магистралей. Согласно плану школы обеспечены дровами и углем», - говорит Х.Факиров.
Мы решили посетить несколько школ столицы и Кулябского региона и убедиться воочию, что в этих учебных заведениях зимой дети действительно будут учиться в тепле.
Директор школы №6 столичного района И.Сомони Оростамох Гиёсова заявила «АП», что с открытием новой ТЭЦ все магистрали были обновлены и в сентябре были подготовлены все документы для обеспечения школы теплом.
«Кроме этого, у нас есть две печки-буржуйки на угле и дровах, которые мы устанавливали в двух концах школьного коридора, - говорит О.Гиёсова. - Дети сушили промокшую одежду и грелись сами, для этого у нас есть запас угля и дров. Вместе с тем, в каждом классе есть по одному электрическому обогревателю, которые мы использовали весь осенне-зимний период.
Ремонт школы частично финансировался из средств Минобрнауки и средств, собранных родителями. На них был отремонтирован туалет, находящийся во дворе школы, также частично заменены рамы и стекла в классах. Здание школы построено 40 лет назад, и здесь ни разу не проводился капитальный ремонт. Мы обратились с этим вопросом в Минобрнауки, надеемся, он будет рассмотрен в следующем году. Пока нам выделены средства на ремонт только 10 классов».
Директор школы №19 столичного района Сино К.Назарова отказалась обстоятельно ответить на данный вопрос ввиду своей занятости. Она спешила в Минобрнауки, отметив, что ее школа полностью готова к осенне-зимнему периоду.
«Мы заготовили уголь, дрова, но объем и сумму не могу назвать, бухгалтера нет на работе. Когда есть электричество, мы используем в 29 классах электрообогреватели, в случае перебоев используем печки-буржуйки на угле и дровах», - отметила она.
Однако не везде все было так гладко, как уверяли нас руководители.
Так, в некоторых школах до сих пор ведутся ремонтные работы, не хватает мебели. На фасадах некоторых школ заметна отваливающаяся штукатурка, видны желтые разводы на стенах и потолке, а в некоторых классах отсутствовали стекла.
Почти во всех учебных корпусах стоит устойчивый запах ацетона и краски. Очевидно, что, завершив ремонт, администрация не позаботились о проветривании или где-то еще не завершила ремонт – не хватило средств или попросту не успели.
Вместе с тем, родители указывают, что в конце учебного года с них собирали деньги на ремонт.
«Сумма в зависимости от школы и региона колеблется от 20 до 70 сомони. Кроме этого, с нас ежегодно на приобретение обогревателя взимаются деньги. Зачем каждый год приобретать обогреватели, что стало с прошлогодними?» – вопрошают они.
Уголь не горит, надежда на кизяки
Корреспондент «АП» побывал и в школах Кулябского региона, где ситуация оказалась совсем не лучше.
По словам родителей школьников Восейского района, как и в прошлые годы, детей принуждают приносить кизяки для буржуек.
«Каждый ученик должен принести по три "коровьи лепешки"», - говорит один из родителей.
По словам одного из учителей школы, практически все школы имеют запас угля, добытого из шахт Шуроабада. «По поручению администрации области отделы образования обязуют приобретать именно шуроабадский уголь. Но он плохо горит, - сетует собеседник. – От него много дыма, и возможен угар, и мы вынуждены просить школьников приносить кизяки, которые заготавливают их родители на зиму».
Кроме кизяков с родителей на зимние нужды собираются и денежные средства. По словам Шахнозы, старшеклассницы 51-й школы города Куляба, с них, как и в прошлом году, на приобретение печки собирали по 5 сомони.
«Несмотря на это, зимой в классах холодно, темно, и школьники вынуждены сидеть на уроках в верхней одежде», - говорит Шахноза.
Информацию о сборе средств на зиму в кулябских школах подтвердила и директор школы №3 Кибриё Гулмадова:
«По решению родительского комитета школы с учеников будет собираться от 3 до 5 сомони для приобретения печек и на иные нужды».
Но это еще не всё… В общеобразовательной школе №2 джамоата М.Махмадалиева Восейского района мы увидели тесные классы, нехватку сидячих мест. Несколько учеников в 7–9-х классах сидели за партами, предназначенными для начальной школы, которые даже по своим размерам не были пригодны, а за ними сидят по трое детей. Хотя несколько лет назад завуч школы Сайджафар Хайдаров в интервью «АП» выразил надежду на решение проблемы. Но эта проблема в школе с 1270 учениками не решена до сих пор.
Общеобразовательная школа №27 Восейского района также остро нуждается в решении проблемы с недостаточным количеством школьной мебели. В указанных общеобразовательных учреждениях не функционируют медпункты, не говоря уже о наличии тепла, уюта, нет школьной столовой и других условий для учебы.
По словам одного из родителей шестиклассника этой школы, мальчик второй месяц ходит в школу, но у него нет своего места за партой.
Они портят статистику!
Последние несколько лет школьники остаются без осенних, объявляемых в прежние годы с 1 по 8 ноября, и девятидневных весенних каникул, объявляемых в конце марта. Вместо них школьники отдыхают на зимних каникулах весь январь в связи с тем, что на январь приходятся самые холодные дни года. И это при том, что Минобрнауки заявляет о полной готовности школ к предстоящей зиме.
Руководитель отдела маркетинга и имущества Минобразования Ахрориддин Бобиев в интервью «АП» рассказал, что «в образовательных учреждениях, в том числе в общеобразовательных школах Таджикистана, практически завершена работа по подготовке к устойчивой работе в осенне-зимний период 2014/15 учебного года».
«Все условия для обучения в школах республики есть, - уверяет он. – Все школы – общее количество: 3793, с более чем полуторамиллионным составом учеников – подготовлены к зиме на 97,9 процента. Данный вопрос находится под непосредственным контролем министра образования и науки, ежедневно руководители горрайотделов образования отчитываются о проведенной работе. Все города и районы на сто или более чем на 92% готовы к зиме, и только школы нескольких районов: Бохтарского, Кабадиянского, Джиликульского - и города Куляба заготовили топливные ресурсы не в полном объеме. Вот из-за них не хватает тех самых трех процентов…»
Согласно данным Минобрнауки, по состоянию на 2 октября 2014 года в школы страны уже доставлено свыше 97,9% от необходимых 33 734 тонн каменного угля, дрова заготовлены на 92% (50,222 куб.м из необходимых 54,599 куб.м), дизельного топлива заготовлено на 85% (в объеме 116 715 тонн), остекление школ республики произведено на 91,3%, соответственно, застеклено 18 494 кв.м из запланированных 20248,2 кв.м. По общеобразовательным школам республики имеется около 2,3 тысячи генераторов, более 15,7 тысячи электрических обогревателей, более 42,3 тысячи печек-буржуек.
…Но тут напрашивается вопрос: если к зиме готовы на 97,9% и это направление ежедневно контролируется министром, то зачем опять вводить каникулы на весь январь, отменять традиционные четверти? На этот вопрос чиновник Минобрнауки отказался отвечать.
Рапорт ради галочки?
По мнению экспертов, все рапорты Минобрнауки о готовности школ к новому учебному году и осенне-зимнему периоду не что иное, как рапорт ради рапорта.
Родители, учителя и эксперты в один голос говорят о необходимости отмены нынешней полугодичной системы в школах и объявлении «вынужденных» каникул в холодные дни по мере необходимости.
Странно и другое, в столице и областных центрах не вводится лимит на электроэнергию, но и там объявляется месячный перерыв в учебе в январе, хотя, как правило, самый холодный месяц – это февраль. Неужели нельзя объявить перерыв в учебе именно в холодные дни. Ведь детям после длительного перерыва тяжело снова адаптироваться к обычному учебному процессу.
Психолог Махмудджон Кабири видит проблему осенне-зимнего периода в школах в лимитированной подаче электроэнергии.
«Неужели нельзя обеспечить школы достаточным количеством генераторов для обеспечения теплом и электричеством, чтобы дети продолжали учебу и зимой?» - вопрошает он.
Педагог Мустафо Саидов считает, что школьники перегружены разного рода информацией и им, как и учителям, нужен отдых.
«Отмена каникул отрицательно сказывается на эмоциональном и физическом здоровье ребят и в какой-то мере ограничивает их права. Школьникам необходимо достаточно времени для отдыха и оздоровления. Занимаясь без отдыха, дети устают, и это может стать причиной нежелания учиться. Не лучше ли по совести подготовить школы к осенне-зимнему периоду, а не ради галочки, как это зачастую делается практически везде?» – вопрошает М.Саидов.