Областной суд Хатлона вскоре огласит приговор по громкому делу группы из пяти подозреваемых, предположительно занимавшихся вербовкой молодых людей на войну в Сирии.
Выслушав 29 августа последнее слово обвиняемых, одним из которых стал Давлат Чолов, бывший командир «Народного фронта» и офицер погранвойск Таджикистана, суд удалился в совещательную комнату.
Пока, по словам адвокатов, не известна точная дата вынесения приговора.
В последнем слове в суде Давлат Чолов, в частности, заявил о своей непричастности к выдвигаемым против него обвинений. Главным доводом следствия стали записи телефонных переговоров обвиняемых, где, под прикрытием слова «хола» (тетя – на тадж. языке), якобы велись обсуждения темы привлечении молодых людей на войну в Сирии. «Слово «тетя» это не Сирия, это обращение к нашим матерям», обосновал Чолов аргумент обвинителя. Следствие уверено, что по осторожности, пять членов группы по рекруту молодых людей на войну в Сирии, выработали для себя некое секретное или кодовое слово, прикрывающее главную цель их деятельности.
Давлат Чолов, арестованный в феврале при попытке поездки в Турцию, откуда, по мнению следствия, он намеревался отправиться в Сирию, заявил, что в Стамбул он направлялся по торговым делам.
Гособвинитель, посчитавший доказанной вину обвиняемых в суде, потребовал приговорить Давлата Чолова и его соратника Абдурахима Шукурова к 4 годам тюрьмы. Трое остальных, подозреваемых в том, что занимались вербовкой людей на войну в Сирии сидя из тюрьмы, могут быть приговорены к дополнительным срокам заключения, вплоть до 30 лет лишения свободы. Это Абдурахмон Кодиров, Савриддин Джураев и Азаматджон Ходжамкулов.
Файз Чолов, один из братьев Давлата Чолова сообщил, что на процесс, кроме адвоката, никого из многочисленных членов семьи Чоловых, бывших полевых командиров «Народного фронта» не допустили. Файз заявил, что верит в невиновность брата, и если даже тот совершил какие-то проступки, они «несерьезные». Файз Чолов, при этом, заявил, что любое решение суда будет для их семьи приемлемым, так, как они верят в правосудие. Группа из пяти подозреваемых обвиняется в нарушении 187 статьи, ч. 3 – «Организация преступного сообщества» («Преступление, совершенное с использованием своего служебного положения либо при опасном или особо опасном рецидиве»), и 307 УК РТ – «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Давлат Чолов в 2002 году был отстранен от руководства пограничного подразделения в Шуроабадском районе. Спустя короткое время был обвинен в совершении преступления и бежал из Таджикистана. Некоторое время провел в Афганистане, и уже через 6 месяцев добровольно сдался властям Таджикистана. Первый раз он был осужден за хранение и использование оружия. По словам родных, именно в тюрьме в его сознании произошли серьезные изменения. Джамшед Самадов, житель Куляба рассказал радио Озоди, что после выхода из тюрьмы он стал религиозным человеком и никогда не сбривал бороду. «Носил длинную бороду, ездил на «Мерседесе», иногда вступал с ребятами в религиозные споры. Но нельзя сказать, что он стал фанатиком. Я думаю, что он попал под подозрению только из-за своей длинной бороды, на ним стали следить», сказал он.
Давлат Чолов родился в известной семье Чоловых, семь братьев которого во время гражданской войны в Таджикистане воевали на стороне правительства. Большую известность в семье получили братья Курбон и Султон Чоловы. Султон скончался в 1995 году вследствие болезни. Курбон в последние годы страдает от тяжелой болезни, прикован к постели.
Дело Давлата Чолова вызвало интерес в связи с тем, что он приходится родным братом бывших полевых командиров, долгие годы воевавших против исламской оппозиции и установления в Таджикистане исламского режима.