В этом году исполняется 100 лет со дня рождения видного исследователя рудных богатств Таджикистана, главного геолога страны, начальника управления геологии при Совете министров Таджикской ССР Владимира Ивановича Верхова.
В.И. Верхов - уроженец г.Сызрань (Россия), начав свою трудовую деятельность рабочим, после окончания старейшего геологического вуза России – Ленинградского горного института (ныне Национальный минерально-сырьевой университет «Горный») в 1940 году по распределению и его желанию был направлен на работу в Таджикистан. Этот горный край, благодаря разнообразию геологического строения, обнаженности глубинных структур и рудных богатств, издавна был известен геологам разных стран, в том числе - его учителям, профессорам института, как прекрасная природная геологическая лаборатория.
По приезду Владимир Верхов активно занялся изучением и разведкой рудных богатств различных регионов страны. Прежде всего, это были проявления меди - третичные медистые песчаники Наукат в Исфаринском районе, затем месторождения стратегического технического сырья – пьезокварца Барнавадж и хризотил-асбеста Бунай на Памире, свинцово-флюоритовые месторождения Кондара и Диамалик в Южном Гиссаре.
Важной вехой геологической деятельности В.И. Верхова была детальная разведка в 1947-1951 годах крупнейшего в Таджикистане и Средней Азии месторождения сурьмы и ртути Джижикрут (Центральный Таджикистан), открытого в 1940 году геологами А.П. Недзвецким (впоследствии - в 1953 г. академик и вице-президент АН республики) и А.Б. Коровкиным. При этом Верховым (совместно с З.А. Сидоренко) была открыта его самая крупная Центральная зона, за что они были удостоены звания «Первооткрыватель месторождения». В результате всестороннего изучения на этой территории были обнаружены и изучены ряд других месторождений. Именно благодаря этим работам и осуществляемой Анзобским горно-обогатительным комбинатом разработкой месторождений этой зоны, Таджикистан в свое время обеспечивал почти треть общесоюзного производства сурьмяного концентрата. И в настоящее время наша республика по промышленным запасам сурьмы и ртути занимает одно из первых мест среди стран СНГ. Причем, превалирующая часть оставшихся запасов месторождения сосредоточена именно на его Центральном участке, обнаруженном в свое время В.И. Верховым и З.А. Сидоренко.
В перспективе - значительное увеличение добычи руд, возрастание мощности Анзобского ГОКа, рост ассортимента товарной продукции, извлечение сопутствующих полезных компонентов руд: золота, серебра, урана, таллия, флюорита и других. Джижикрутское месторождение и Анзобский ГОК являются важными объектами экономики и промышленности Таджикистана, обеспечивают на протяжении многих лет инфраструктуру, рабочие места и социальные условия для населения. Одним словом, они, в буквальном смысле, вливают жизнь в этот горный край.
В 1953 году В.И. Верхов, как наиболее опытный, инициативный, с широким кругозором специалист, назначается главным геологом Таджикистана, а в 1964 году – начальником Управления геологии республики. На этих должностях В.И. Верхов с успехом работал на протяжении 20 лет – самое продолжительное время в сравнении с другими руководителями этого ведомства. Эти годы совпали с периодом крупных начинаний и проектов не только в геологии, но и во многих сферах промышленности, энергетики и строительства республики. Поэтому руководству геологической службы страны, помимо текущих задач, таких, как водообеспечение населенных пунктов, рекомендации мест переселения жителей, пострадавших от селей, оползней и землетрясений, поиски и оценки локальных площадей добычи глин, песка, щебня, гипса, известняка местными строительными предприятиями и т.д., приходилось решать чрезвычайно важные задачи поиска и разведки рудных месторождений. Всем этим В.И. Верхов слаженно занимался совместно с создававшимся в то время дружным многотысячным коллективом преданных своей многотрудной профессии работников и специалистов.
Деятельность В.И. Верхова в 60-е и последующие годы совпали с периодом бурного развития энергетики и промышленности республики. Это было связано со строительством Нурекской ГЭС (с проектной мощностью 2,7 млн. кВт дешевой электроэнергии) и, по сути, синхронно с ней, крупных энергопотребляющих предприятий, входящих в состав единого Южно-Таджикского территориально-промышленного комплекса (ЮТТПК). В их числе - яванский электрохимкомбинат и крупнейший в Средней Азии Таджикский алюминиевый завод в Регаре. Минерально-сырьевое их обеспечение, естественно, легло на плечи Управления геологии. Если для яванского электрохимкомбината обеспечение местным сырьем (соли, известняк, доломит) не представляло особых трудностей, то для алюминиевого завода это было проблемной задачей. Не имея в республике требуемых по качеству и запасам традиционного глиноземалюминиевого сырья – бокситов (образующихся в природе в иных геолого-климатических условиях, чем в Средней Азии), ведомство заранее приступило к поискам и разведке альтернативного (небокситового) сырья – массивов нефелиновых сиенитов. В 1961-63 годах Управление провело геологоразведочные работы (затратив в пересчете около 1 млн. долларов) на одном из массивов - Турпи (геологи М.Г. Гридасов и Х.Х. Джалилов), расположенном в Раштском районе.
Согласно подсчетам, запасы сырья здесь составляют без малого 400 млн. тонн. При создании на этом месте, как планировалось, глиноземного завода можно было бы произвести суммарно почти 80 млн. тонн глинозема – полуфабриката для получения алюминия. Это обеспечило бы потребности алюминиевого завода, как минимум, на 80-100 лет.
Особое внимание В.И. Верхов уделял составлению и изданию среднемасштабных геологических карт республики, принимал непосредственное участие в издании специального тома по геологии Таджикской ССР. В этих работах, кстати, в свое время, начиная с 1955 года, принимал участие и автор этих строк, только что закончивший геологический факультет Таджикского госуниверситета. Это яркий показатель заботливого отношения Верхова к молодым специалистам.
Трудно по отдельности перечислить в газетной статье все стороны деятельности В.И. Верхова, как геолога и многолетнего руководителя геологической отраслью республики. В.И. Верхов, помимо проблем геологии, уделял также огромное внимание жилищно-бытовым, жизненным условиям геологов, специалистов, всех работников этой сферы. За годы его руководства были построены в различных горнорудных районах республики благоустроенные жилые корпуса, геологические поселки с соответствующей инфраструктурой, дачные зоны, пионерские лагеря, зоны отдыха и многое другое. Геологи не оставались без внимания руководства Управления и в период работы в горах. Они обеспечивались спецодеждой и обувью, автомобильным и вьючным транспортом, дотационным питанием. Для этого функционировали различные склады, конебаза и фермы с отарами овец. Конечно, все это не могло быть реализовано без соответствующего финансирования по линии Министерства геологии СССР (по имеющимся данным, ежегодно выделялось около 50 миллионов советских рублей или около 70 миллионов долларов по курсу того времени). Эти средства были эффективно и рачительно использованы на геологические работы и создание социальных условий для работников отрасли, благодаря умелым организаторским способностям руководства ведомства во главе с В.И. Верховым. Его труд был достойно оценен государством: помимо многочисленных грамот и благодарностей он был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени и медалями, ему было присвоено почетное звание «Заслуженный геолог Таджикистана», он избирался депутатом Верховного Совета Таджикской ССР. Кстати, его дочь Евгения, следуя стопам отца, окончила геофак нашего университета и стала геологом.
В 1974 году В.И. Верхов в 60 лет вышел на пенсию, но продолжал работать. А через два года он скоропостижно скончался и был похоронен на душанбинском кладбище.
Недавно в Управлении геологии республики прошла встреча ветеранов отрасли с молодыми геологами и специалистами, на которой тепло и с благодарностью вспоминали о Владимире Ивановиче Верхове и звучали призывы к молодежи быть достойным его памяти, верно служить своему делу и стране.