Добрые дела не забываются, и таких людей, как Максуд Икрамов, экс-градоначальника столицы, общественного и политического деятеля республики, порядочного семьянина и просто хорошего человека забыть невозможно, несмотря на то, что прошло уже 15 лет с того дня как его не стало. Сегодня этому выдающемуся человеку исполнилось бы 65 лет.
Максуд Икрамов родился 2 мая 1947 года в Пенджикент в семье служащего. У него рано умер отец, скромный партработник, ничего не оставивший в наследство кроме своего доброго имени. Как понимаете, детство выдалось не из легких для будущего политического деятеля республики. Матери приходилось работать в две смены в средней школе, чтобы как-то прокормить семью. Такая жизнь заставила всех рано повзрослеть. С ранних лет Максуд не был похож на своих сверстников – все в нем напоминало взрослого человека: взгляд, речь, походка. Он учился делать ящики для овощей, зарабатывал себе на одежду и обувь. И в школе был прилежным учеником, у него от природы была тяга к знаниям, творчеству, изобретательству. Когда Максуд окончил школу, перед ним встал выбор: где учиться дальше. Он поступил на строительный факультет Таджикского политехнического института. И благодаря Максуджону впоследствии все его братья и сестры тоже получили высшее образование.
В институте Максуд Икрамов записался в ансамбль художественной самодеятельности, где был ведущим всех концертов. Друзья-однокурсники вспоминают, что у него была хорошая декламация и приятный голос. В будущем это помогло ему стать известным диктором, а значит, и встретить свою судьбу – его будущая супруга Матлюбахон Маджидова тоже некоторое время работала диктором.
После окончания института Максуд Икрамов работал в ряде строительных организаций столицы, в системе партийных органов. В начале 80-х он был назначен секретарем Кулябского обкома партии, курировал вопросы строительства и промышленности. Именно тогда, по мнению старожилов Куляба, там был ускорен темп строительства. В Кулябе наряду с «хрущевками» и «сталинскими» есть дома, которые местные жители до сих пор называют «икромовскими». Благодаря ему в этом провинциальном городе впервые в республике были внедрены новые методы строительства: «куб» и «грузин», что было новшеством для архитектуры.
Другая веха в его карьерной лестнице – председательство в Душанбинском горисполкоме. В 1985 году начались времена горбачевской перестройки, как руководитель нового времени он одним из первых стал внедрять рыночные отношения – появились первые кооперативы и начался строительный бум в Душанбе. По словам бывших коллег Икрамова, при всей своей обаятельности он являлся довольно жестким руководителем, требовательным к окружающим. Быть может, поэтому считается, что во времена его правления по объему жилищного строительства Душанбе в СССР занимал одно из первых мест.
Не обдели своим вниманием Максуд Икрамов и студентов: в конце 80-х, по воспоминаниям студентов тех лет, для них наступила благодать – мэр города объявил для них бесплатный проезд в транспорте и бесплатные обеды в студенческих столовых.
Отдельная история о городах-побратимах связана с именем этого выдающегося человека. Именно в годы правления Икрамова Душанбе стал городом-побратимом с Клагенфуртом (Австрия), Боулдером (США), Монастиром (Тунис) и другими городами.
Корреспондент газеты «Дейли Кэмер» Джулия Поппен в своей статье писала, что благодаря усилиям тогдашнего мэра Душанбе Максуда Икрамова, в городе Боулдере, штата Колорадо, была построена огромная чайхана, которая является сейчас любимым местом жителей города. Еще одна чайхана в восточном стиле, но меньших размеров, была построена в городе Клагенфурт. Эти чайханы – память на долгие годы и всемирное признание Таджикистана.
Максуд Икрамов был крайне разносторонней личностью. Помимо своих незаурядных организаторских способностей настоящего лидера он был и страстным поклонником и большим приверженцем национального футбола. Как рассказывает бывший тренер «Памира» Шариф Назаров, в конце 80-х, когда «Памир» вышел в высшую лигу, команда получала материальную поддержку от мэрии Душанбе. Икрамов также являлся президентом столичного футбольного клуба. Руководство горисполкома столицы помогало решать вопросы, связанные с получением квартир, доставкой билетов, покупкой каких-либо дефицитных товаров. Бывшие футболисты, с которыми мы общались, говорят, что не будь тогда подобной поддержки, вряд ли «Памир» был бы на такой высоте славы.
23 декабря 1997 года Максуда Икрамова не стало. Его похоронили 25 декабря на кладбище Шохи Зинда в Самарканде. Хотя он прожил совсем недолго – 50 лет, своими добрыми делами он оставил после себя заметный след в жизни.