23 июля испанский столичный суд не позволил экстрадицию таджикского оппозиционера в Душанбе. Ему будет вручен статус политического беженца.
Об этом радио Озоди по окончании заседания суда сообщил сам Шарофиддин Гадоев. Он сообщил, что суд принял во внимание статус временного политического беженца, которым с ноября 2013 года наделен Гадоев, а также угрозу его жизни в Таджикистане.
- Кроме того, следствие установило, что сроки, о которых таджикская сторона упоминает в качестве дат, совершенных мною правонарушений, не соответствуют действительности. Вернее, в эти даты по визам я находился за пределами Таджикистана, что было легко доказано по штампам в моем паспорте. Речь шла о трех датах. Были и дела, в которых совсем не были указаны даты.
Шарофиддин Гадоев 18 ноября 2013 года по приглашению правительства Испании въехал на территорию этой страны, 20 ноября подал заявку на получение статуса беженца, 7 января 2014 года получил временный статус политического беженца сроком на один год. После завершения заседания суда в Мадриде, Давлатов подал заявку на получение статуса политического беженца, сроком до 5 лет.
Гадоев намерен вернуться в ближайшие месяц в Россию и, по его словам, продолжить политическую деятельность в качестве члена оппозиционной «Группы 24».
Агентство по финансовому контролю и борьбе с коррупцией Таджикистана еще 28 января 2013 года вынесло решение о подаче в международный розыск Шарофиддина Гадоева. В этом решение в адрес предпринимателя выдвинуты обвинения по статьям 289 (контрабанда), 340 часть вторая, пункт «в», (Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, с использованием компьютерной техники).
Правозащитники просили Испанию воздержаться от выдачи Гадоева. Организация “Права человека в Центральной Азии” просила властей Испании воздержаться от выдачи Шарофиддина Гадоева в Таджикистан. На родине Гадоева обвиняют в экономических преступлениях.
Надежда Атаева, руководитель организации “Права человека в Центральной Азии” в своем письме в адрес властей Испании просила их соблюдать ранее подписанные соглашения, в том числе, Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, согласно которой, в частности, запрещается выдача лиц в страны, где для них существует серьёзная угроза пыток. Г-жа Атаева считает, что в Таджикистане Шарофиддин Гадоев подвергается пыткам.
Шарофиддин Гадоеву 29 лет. Он двоюродный брат и компаньон Умарали Кувватова, руководителя оппозиционной “Группы-24”. Гадоев руководил транспортной компанией «Голд тур транс», но после конфликта с фирмой “Фароз”, принадлежащей родственникам президента Эмомали Рахмона, был вынужден покинуть Таджикистан.
Правоохранительные органы Таджикистана обвиняют Умарали Кувватова и Шарофиддина Гадоева, в частности, в том, что они войдя в доверие руководства китайской компании "Гуоруи Ксинджан", присвоили 30 контейнеровозов и 10 бензовозов. Глава компании "Гуоруи Ксинчан" Со Джин Ся, известная среди таджикских бизнесменов по имени Света, ранее в беседе с Радио Озоди подтвердила, что действительно была проблема с экспортом 30 контейнеровозов, но она уже решена. По ее словам, "Умарали Кувватов и Шарофиидин Гадоев отвезли 30 контейнеровозов в Душанбе. Они заплатили мне за 16 машин, но 14 остальных были арестованы отделом по борьбе с коррупцией. Я написала этой структуре, что мол, эти машины принадлежат мне и они должны мне их вернуть. Тогда Кувватов и Гадоев работали в компаниях “Точирон” и “Фароз”. В документах я указала имена этих двух компаний".
«Госпожа Света» говорит, что после этого обращения таджикские органы освободили машины из-под ареста и вернули ей.
Шарофиддин Гадоев некоторое время жил в России, а потом перебрался в Испанию: где попросил политическое убежище. 2 февраля сего года он был арестован испанским отделением Интерпола по просьбе властей Таджикистана. Но испанский суд вскоре освободил его, так как Шарофиддин Гадоев уже просил политическое убежище в этой стране.
Умарали Кувватов и Шарофиддин Гадоев неоднократно заявляли, что не совершали экономических преступлений и все обвинения со стороны властей Таджикистана политически мотивированы. Шарофиддин Гадоев ; член оппозиционной “Группы-24”, постоянно в соцсетях критикует политику президента Эмомали Рахмона.