Военная прокуратура Кулябского региона расследует дело по факту неуставных отношений трех старослужащих солдат в отношении молодого пополнения.
Военная прокуратура Кулябского региона расследует в рядах вооруженных сил случаи «дедовщины», которые, как считают некоторые эксперты стала причиной избегания службы в армии со стороны призывников.
Икром Зоиров, военный прокурор Кулябского региона говорит, что хотя случаи «дедовщины» в армии не является актуальной проблемой, однако каждый такой случай тщательно расследуется. Он отмечает, что по сравнению с предыдущими годами подобные случаи происходят меньше, но все, же это негативное явление не искоренено до конца. Это и стало причиной участившихся проверок воинских частей со стороны военной прокуратуры, подчеркивает Зоиров.
Попытки искоренения случаев насилия старослужащих над молодым пополнением в воинских частях, на фоне гибели, или получения тяжких повреждений в результате не уставных отношений нескольких солдат. Гибель рядового Акмала Давлатова в результате избиения со стороны старослужащего Фарруха Давлатова, или серьезная травма, полученная в результате таких действий другим военнослужащим в отношении рядового Шахбола Мирзоева, который вот уже три месяца проходит лечение, стали одними из нашумевших случаев неуставных отношений в армии Таджикистана.
Адвокат Дилрабо Самадова, защищала права пострадавших от неуставных отношений солдат на нескольких судебных процессах, говорит, что большинство из солдат применявшие неуставные отношения, не имеют начального образования, и не думают о последствиях совершаемых действий. Большинство парней призванных на службу являются детьми малоимущих семей, у которых не было условий для получения образования.
По мнению старшего поколения «дедовщина», это не новое явление, она досталась современной армии Таджикистана в наследство от Советской Армии. Алихон Шарипов, служивший в свое время в рядах советской Армии, говорит, что в то время практически не было «молодого» солдата, который не пострадал от насилия «дедов».
«Теперь это стало традицией, и я не думаю что это явления легко будет искоренить. В Советской Армии это было распространенным явлением, но не до такой степени, чтобы каждый день слышать новость о гибели солдата или о том, что он остался инвалидом. Может советские солдаты были сильней и крепче, и несмотря на то, что дрались никто не умирал и не становился инвалидом. Я за свои два года службы в Советской Армии таких случаев не видел, хотя «деды» страшно «гоняли» молодое пополнение».
Парвиз Расулов, старослужащий вооруженных сил Таджикистана говорит, что теперь в армии совсем другая картина. Молодые при малейшем намеки на неуставные отношения сообщают командованию. По этому «деды» не могут их даже пальцем тронуть.
«Теперь приходят из прокуратуры, раздевают солдат и осматривают их тела. Если обнаружат синяк или что-то вроде этого, начинаются расспросы. Солдаты быстро признаются и говорят какой из «дембелей» его избил. Поэтому таких случаев теперь стало меньше, потому, что боятся».
Однако такие резонансные дела как дело Шахбола Мирзоева, которому в результате неуставных отношений повредили шейный позвонок, и в течении трех месяцев лежит не подвижно на больничной койке, говорят о противоположном.
Мумин Ахмади радио «Озоди»