В последнее время русский язык для таджикских мигрантов из средства межнационального общения стал превращаться в средство первой необходимости и даже средство самозащиты, если хотите. Статистика показывает, что именно те, кто хотя бы на бытовом уровне не знает язык страны своего пребывания, не соблюдает этикет и культуру местного населения, в первую очередь и становятся жертвой нечистых на руку предпринимателей, скинхедов и националистов.
Вместе с тем правительство России из года в год ужесточает режим пребывания иностранных граждан, в основном трудовых мигрантов, в своей стране. Наряду с необходимостью соблюдения правил пребывания на территории России к ним предъявляются определенные требования, одним из которых является прохождение тестирования на знание русского языка, а также русской истории и культуры.
В НАСТОЯЩЕЕ время на территории Российской Федерации, по неофициальным данным, проживает около двух миллионов граждан Таджикистана. Нет сомнения, что основную массу этих мигрантов составляет молодёжь, которая только что попрощалась со школьными партами. Они порою не знают, что находятся совершенно в другой стране, которая имеет свой государственный язык, свою историю и культуру. Мигранты должны и обязаны соблюдать все местные законы, обычаи, традиции. Насколько, на каком уровне ученики наших школ владеют русским языком, не нам судить. Для этого необходимо проводить тестирование, как учеников, так и их учителей. Нет сомнения в том, что наши учителя и ученики намного отличаются от тех учителей и учеников, о которых повествовал в своем рассказе «Первый учитель» великий Чингиз Айтматов. Однако то поколение имело свое превосходство по некоторым аспектам. У них было стремление обучать языку и изучать язык. Есть ли такое стремление у наших молодых современников и их наставников, тоже трудно сказать, так как в этом отношении не проведено какого-либо социологического опроса или исследования. Однако сама жизнь диктует, чтобы все граждане Таджикистана хотя бы на бытовом уровне знали русский язык. Без знания русского языка невозможно общаться с миром через Интернет, работать на компьютере, понять суть визуальных реклам, читать характеристики лекарств, состав пищевых импортных продуктов, написанный на этикетке, без помощи других заполнить таможенную декларацию… Россия, но
Как устранить дефицит учителей?
МЕЖДУ ТЕМ в стране существует проблема дефицита кадров учителей русского языка. В настоящее время по стране их насчитывается более шестисот человек. Это притом что почти все вузы страны, имеющие педагогический профиль, а также почти все педагогические колледжи готовят специалистов по русскому языку и литературе. Куда же деваются эти специалисты после окончания учебных заведений?
Одним из центров подготовки высококвалифицированных специалистов русского языка является филологический факультет (раньше назывался факультет русской филологии) Худжандского государственного университета имени академика Бободжона Гафурова, который образовался в 1937 году. По словам заместителя декана данного факультета Фахриддина Хамрокулова, начиная с 2013/2014 учебного года на факультете помимо учителей русского языка готовят специалистов-переводчиков с таджикского на русский язык. Это обусловлено тем, что в настоящее время вся официальная документация производится в основном на государственном языке. Однако есть большой спрос на перевод их на русский язык, так как ежегодно сотни наших сограждан вынуждены ездить на заработки в Россию. Сейчас на факультете только на очном отделении обучаются 469 студентов. Из них на бюджетной основе - 214 человек, на договорной основе - 212 студентов. 42 студента обучаются по президентской квоте.
- Не все наши выпускники едут согласно направлению на свои назначенные места,- говорит Фахриддин Хамракулов.- Возвращаются в школы в основном те, которые окончили вуз за счет бюджета, и по правилам они обязаны три года отработать там, куда их определят по распределению, и, как правило, это сельская местность. В силу того, что местные условия и получаемая зарплата их не устраивает, часть из них тоже бросают педагогическую деятельность и едут на заработки в Россию. Однако в советские времена учителя русского языка получали зарплату на 15 процентов больше, чем другие учителя. Такая надбавка осуществлялась за счет Министерства обороны СССР. Сейчас таких надбавок нет. Но для того, чтобы молодой специалист не был вынужден менять профессию, их надо социально и морально поддерживать. Необходимо им выделять земельные участки для строительства жилья, предоставлять долгосрочные, с низким процентом кредиты, чтобы на эти средства они могли построить себе жилье. В целом, учителям необходимо создать такие условия, чтобы они не искали хорошую жизнь на другом месте.
- Как Вы смотрите на идею приглашения учителей русского языка из России? - спрашиваю Хамракулова.
- Если приедут учителя русского языка из России, это хорошо, так как будет создана языковая среда, - говорит он.- Однако, опять же, помимо экономических и финансовых вопросов возникает вопрос об их обустройстве, обеспечении жильем.
- Вы ощущаете какую-то помощь со стороны Посольства РФ в Таджикистане? Ведь они, как носители языка, в принципе, должны быть заинтересованы в развитии русского языка в странах постсоветского пространства?
- Наш факультет имеет хорошие отношения с Консульством РФ в городе Худжанде. Особенно хочу отметить заслуги бывшего консула Азима Ярахмедова, который был очень хорошим другом факультета. Он часто посещал наш факультет, интересовался его проблемами и на каждом празднике поздравлял нас. В последний раз у нас была встреча с новым консулом, господином Копниным Александром Анатольевичем. В прошлом году они нам в День независимости России, то есть 12 июня, подарили около 300 учебников по русскому языку. Такой подарок был сделан еще со стороны организации «Россотрудничество». Два году тому назад наша учительница Нуждина Светлана Александровна при содействии Российского посольства прошла 12-дневную стажировку в Санкт-Петербурге. Возраст учителей «стареет»?!
ПО словам начальника Управления образования исполнительного органа государственной власти Согдийкой области Мухаббат Бободжоновой, в 2013/2014 учебном году в области функционировало 9 общеобразовательных школ, где все уроки ведутся только на русском языке. В 37 школах имеются классы, где занятия ведутся на таджикском и на русском языке, в 13 школах классы с таджикским, узбекским и русским языком обучения. В одной школе есть классы, где преподавание проводится на русском и на киргизском языках. В целом в области не хватает 51 учителя русского языка. Иногда уроки русского языка ведут специалисты других профилей.
- У нас ощущается нехватка преподавателей не только русского языка,- говорит Мухаббат Бободжонова.- Мы нуждаемся в учителях физики, алгебры, химии, геометрии, математики, биологии. Их заменяют преподаватели по другим предметам. Всего в общеобразовательных школах Северного Таджикистана 600 учителей работают не по своей специальности.
- Тем не менее, по нашим наблюдениям, в общеобразовательных школах области преподаванием русского языка и литературы в основном заняты педагоги преклонного возраста?
- У нас, если можно так выразиться, стареет поколение учителей не только русского языка, но и других профилей. В настоящее время средний возраст педагогических кадров в области составляет 55 лет. Это говорит о том, что мы должны искать пути и способы стимулирования молодых кадров. Ведь явка молодых учителей по направлению составляет всего 70 процентов. Некоторые молодые педагоги мужского пола работают в селах до истечения срока призыва в армию, то есть до 27 лет. Потом уходят.
- Ведь когда-то владеть русским языком было престижно. Выпускница факультета русской филологии ХГУ Гулбахор Махкамова сделала большую карьеру в жизни, и русский язык послужил ей своего рода трамплином для достижения больших высот... Таких примеров очень много.
- Вся беда заключается в том, что нынешние выпускники наших вузов зачастую не овладевают в совершенстве знаниями по русскому языку. Их знания порою не удовлетворяет учеников общеобразовательных школ. Поэтому, будучи осведомленным об уровне своих знаний, выпускник вуза предпочитает заниматься другим делом. Ведь быть учителем в школе сегодня тоже трудно, так как нынешние ученики и родители стали более требовательными. Их могут удовлетворить только те учителя, которые имеют глубокие знания.
60 лет в школе! Это хорошо или плохо?
СЕДЬМОГО июля исполняется ровно 93 года Альбине Семеновне Сарапп - учительнице русского языка и литературы средней школы №13, расположенной в квартале Яси джамоата Гули Сурх Истаравшанского района. Уроженка хутора Тангары Молвотицкого района, выпускница факультета русского языка и литературы Ленинградского педагогического института имени Герцена, Альбина Семёновна приехала в Таджикистан сразу после войны по приглашению своей старшей сестры, которая чуть раньше вышла замуж за солдата-таджика. Более 60 лет своей жизни отдала Альбина Семеновна воспитанию и обучению таджиков русскому языку. Несколько лет тому назад она решила прекратить свою педагогическую деятельность и уехать на историческую родину. Но, прожив там не больше месяца, она вернулась в Таджикистан.
- Я без детишек, без школы как будто задыхалась, - вспоминая те дни, сетует Альбина Семёновна. - В России я чувствовала себя чужим человеком. Здесь я почетный, уважаемый всеми человек. Там я была никто!
После возвращения в Таджикистан Альбина Семёновна сразу пошла в гороно и попросила отправить ее в родную школу №13. Теперь она вновь каждое утро спешит к детям. Хотя от ее дома до квартала Яси около пяти километров, большую часть дороги она проходит пешком. Конечно, любой попутный водитель, если узнает Альбину Семёновну, сразу останавливается и довозит ее до дома либо до школы.
Учительница русского языка и литературы средней школы №6 поселка Зарнисор города Кайраккума Анна Ивановны Панкова на 11 лет моложе Альбины Семеновны. Выпускница Уфимского педагогического университета в течение 55 лет обучает таджикистанцев языку Пушкина, Толстого, и Достоевского. Хотя и возраст сказывается, и у нее тоже есть определенные социально-бытовые трудности и проблемы со здоровьем, Анна Ивановна, как и Альбина Семеновна, не намерена покидать школу.
- Пока ноги ходят, ум и здоровье позволяют, будем работать,- говорят обе учительницы.- Ведь в школе как учителя, так и школьники являются нашими детьми. Мы на них полагаемся и надеемся. Они наша опора и наше будущее.
Таких, как Альбина Семеновна и Анна Ивановна, в Таджикистане если не сотни, то десятки. Работа для них - это не средство заработка, а повод для общения, коммуникации, быть в кругу близких по духу и мышлению людей, чувствовать себя полноправным членом общества.
«От благодарного таджикского народа»
90 лет тому назад первая группа учителей в составе 12 человек прибыла в город Худжанд Северного Таджикистана с гуманитарной миссией: ликвидировать безграмотность, воспитывать новое поколение – советских граждан. Свою миссию они выполнили добросовестно. Не зря четыре года тому назад в гимназии №1 г.Худжанда им поставили памятник. На черном граните были выбиты 12 русских имен: Петр Хонин, Таисия Володина, Анна Железнякова, Валерия Шаврина, Николай Сербулов, Антонина Степницкая, Агния Висленева, Вера Юрепина, София Проскурякова, Анастасия Медведева, Павел Смирнов, Андрей Климук. Внизу есть надпись: "От благодарного таджикского народа".
Удовлетворит ли правительство Российской Федерации просьбу президента Таджикистана об отправке 400 учителей русского языка в эту страну? Глава республики обещает им создать необходимые условия жизни, чтобы на новом месте они чувствовали бы уют и комфорт. Пока конкретного ответа нет.
Однако есть другой способ обеспечить таджикские школы учителями русского языка.
По мнению независимых экспертов, если Россия хочет сохранить свою историческую роль и влияние в регионе, если она заинтересована в распространении и прочности сферы использования русского языка в странах постсоветского пространства, то она должна финансово стимулировать деятельность учителей русского языка. В частности, она может взять на себя ту 15-процентную надбавку, прибавляемую к зарплате русистам, которая раньше осуществлялась за счет Минобороны СССР.
А нашему руководству, чтобы не растерять тех учителей русского языка, кто еще продолжает работать, необходимо оказывать им поддержку и содействовать в решении проблем, то есть элементарно выполнять на местах те постановления, решения и государственные программы, в рамках которых для них предусмотрены различные льготы.
В противном случае, как утверждают эксперты, лет через 10 некому будет преподавать русский язык в школах Таджикистана. При всем желании, как народа, так и государства, школы будут вынуждены закрывать классы с русским языком обучения.