Посольство США в Таджикистане выпустило отчёт об инвестиционном климате Таджикистана, автором которого является заместитель руководителя отдела по политическим и экономическим вопросам посольства США в РТ Эрик Зельцман.
В отчёте в целом оценивается инвестиционный климат Таджикистана, прозрачность системы регулирования, говорится о конкуренции со стороны госпредприятий, кумовстве, коррупции, приводится информация о коммерческих банках, об интеллектуальной собственности и др.
Как отмечается в отчёте, правительство Таджикистана хочет стимулировать развитие бизнеса, однако сталкивается с серьезными препятствиями из-за плохого управления, кумовства и коррупции – «на практике, старая советская ментальность все еще преобладает». Кроме этого, автор отчёта называет взяточничество в Таджикистане эндемическим заболеванием.
«Системе регулирования в Таджикистане не хватает прозрачности, что оказывает серьезное препятствие для бизнес-операций. Регуляторы и чиновники часто применяют законы произвольно и не могут принимать решения без одобрения надзорного органа, что приводит к длительным задержкам исполнительных документов. Президентские указы, законы, правительственные постановления, распоряжения, служебные записки министров, и правила - часто недоступны для общественности, в результате чего предприятия и инвесторы часто находятся в неведении относительно правил», - отмечается в отчёте.
Автор отчёта отмечает, что зарождающийся банковский сектор Таджикистана сталкивается с многочисленными проблемами, среди которых недостаточный капитал, ограниченные банковские услуги, недоверие, и осадок от предыдущих кризисов банковской системы.
Зельцман в своём отчёте перечисляет число действующих банков и отмечает, что в Таджикистане вопреки санкциям США работает «Конт инвестмент банк», который связан с ирано-турецким магнатом Бабаком Занджани, хотя его бизнес во всех странах внесен в черный список со стороны Минфина США.
Отметим, что имя этого магната стало широко известно в конце 2012 года в связи с западными экономическими санкциями в отношении Ирана из-за спорной ядерной программы. США раскрыли схему экспорта иранской нефти в обход их санкций. Теперь весь бизнес Занджани внесён в черные списки Европейского союза и США за «его ключевую роль в уклонении от этих санкций».
В отчёте Зельцан указывает и на то, что, несмотря на огромные поступления денежных переводов от трудовых мигрантов в Таджикистан (50% к ВВП в 2013 году, что является самым высоким в мире), население с неохотой оставляет эти средства на сберегательных счетах в банках республики, а банки, в свою очередь, испытывают дефицит в дешевых денежных ресурсах.
«Частный сектор имеет доступ к различным кредитным инструментам, но процентные ставки в Таджикистане очень высокие. Коммерческие банки предлагают кредиты с годовые процентные ставки в среднем под 27% для кредитов в таджикских сомони и 23% в иностранной валюте», - отмечается в отчёте.
В Таджикистане нет рынка ценных бумаг, и соответствующий законопроект находится в зачаточном состоянии.
«Без рынка ценных бумаг нет тех поглощений в традиционном смысле, хотя практика рейдерства позволяет лицам с политическими связями за бесценок покупать предприятия путем политического давления и судебных решений. Вся масштабная экономическая деятельность жестко контролируется государственными органами, которые выборочно игнорируют или применяют те или иные законы для достижения желаемых результатов», - заявляется в отчёте.
Хотя в Таджикистане приватизированы многие государственные малые и средние предприятия, несколько крупных предприятий всё ещё остаются под контролем государства.
К ним относятся национальная энергетическая компания «Барки точик», газовый оператор «Таджикгаз» и крупнейшее предприятие в Таджикистане - Таджикская алюминиевая компания. Деятельность госпредприятий, по мнению автора отчёта, не является прозрачной.