Профессор Джон Хизершоу, научный руководитель Александра Садыкова, обвиненного спецслужбами Таджикистана в шпионаже, дал эксклюзивное интервью «Азия-Плюс».
- Господин Хизершоу, вчера в Хороге был задержан гражданин Таджикистана Александр Садыков, работающий с Вами по проекту. Сегодня областное управление ГКНБ сделало официальное заявление, обвинив Садыкова в «диверсионно-разведывательной деятельности». Как Вы можете прокомментировать эту ситуацию?
- Я ученый и Александр работал со мной по проекту академического исследования над путями и методами решения конфликтов. У него есть контракт с моим Университетом (Exeter University), который доказывает, что он выполняет научную работу для университета, а не для Британского Правительства.
- Кто Вы, господин Хизершоу? Чем Вы занимаетесь в Таджикистане? В чем заключается Ваш проект?
- Я являюсь политологом в Университете Экситер и последние 11 лет я работал над изучением примеров успешного решения конфликтов в Таджикистане. Я много раз бывал в Таджикистане и я никогда не имел проблем с правительством или с местными правоохранительными структурами. Темой моего нынешнего проекта является изучение опыта удачного управления конфликтом после кризиса в Хороге.
- Как Вы познакомились с Александром? Знакомы ли Вы с его научной работой в Университете Торонто?
- Мы встретились с Александром в Таджикистане 10 лет назад. Он один из талантливых таджикских студентов-аспирантов, который проходит свое обучение в западных университетах. Сейчас он обучается в Университете Торонто и я хорошо знаком с его докторской диссертацией, которая еще не закончена.
- В заявлении УГКНБ говорится, что 10 июня Александр встретился с неким иностранным исследователем, занимающимся в Таджикистане разведывательной деятельностью, и получил от него «конкретное задание и денежное вознаграждение за его исполнение». Речь идет о Вас? Какое задание Вы дали Александру и о каких деньгах идет речь?
- Университет Экситер платит ему за его исследование по контракту. Я представляю Вам копию этого контракта. Так как я находился до 11 июня в Киргизии, он смог встретиться со мной 11 июня, после моего приезда в Душанбе. При встрече мы обсуждали детали его научной работы по проекту и никаких дополнительных указаний он от меня не получал. По этому проекту мы также проводим научное исследование в Киргизии.
- Как Вы намерены реагировать на ситуацию, в которой оказался Ваш коллега?
- Я был шокирован и разочарован, узнав о задержании Александра и обвинениях, прозвучавших в его адрес. Я могу подтвердить, что он работает по научному проекту, в соответствии с контрактом с Университетом Экситер и никакой «дисперсионно-разведывательной деятельности» он не проводил.
Я глубоко расстроен тем, что произошло, и, зная, что Александр имеет семью и маленькую дочь, которые очень переживают сейчас, я хотел бы заверить, что Александр не занимался ничем нелегальным. Я очень надеюсь, что все это просто недоразумение и он скоро вернется к себе домой.