Общественные организации считают, что по ряду причин не могут считать удовлетворительной работу Уполномоченного по правам человека Таджикистана.
Свои пять лет труда на посту Омбудсмена или Уполномоченного по правам человека сам Зариф Ализода считает плодотворной и полезной, с чем готовы поспорить представители гражданского общества в Таджикистане. Ряд отечественных НПО заявили, что несмотря на широкие возможности, предоставленные омбудсмену законами Таджикистана, он так и не смог воспользоваться ими ради улучшения положения прав человека в этой стране. В частности, Нигина Бахриева, глава общественного Фонда «Нота Бене» 16 июня на заседании, посвященном пятилетней деятельности Омбудсмена заявила, что Зариф Ализода был совершенно «безразличен к громким судебным разбирательствам и другим событиям», взбудоражившим общество. Она считает такое поведение «неприемлемым».
Она в частности, упомянула события мая этого года в Хороге и процесс по делу редактора «Азия-Плюс» Ольги Тутубалиной, по которым Ализода предпочел не высказываться.
- До сих пор это ведомство не высказалось по поводу событий в Хороге, мы даже не знаем, посетил ли он этот регион или нет, встречался ли с гражданским обществом. Практика ожидать результатов официального расследования и лишь затем выражать свое мнение, не совсем хорошая. Происходит очень много событий, подобно этому и мы знаем, что омбудсмен в курсе происходящего, однако он очень редко высказывается на этот счет, - считает Бахриева.
По ее словам, очень часто Уполномоченный по правам человека входит в состав той или иной правительственной группы, в то время, как его роль заключается в посредничестве между гражданским обществом и властью.
Недовольство ролью омбудсмена выразило и руководство общества инвалидов «Имконият». По словам председателя организации Асадулло Зикрихудоева, существует масса случаев нарушений прав инвалидов, к примеру, при принятии на работу, соблюдении социальных прав, строительстве дорог и объектов с учетом людей, с ограниченными возможностями, которые проходят мимо внимания омбудсмена.
Однако сам Зариф Ализода доволен проделанной им работой за прошедший период. Он считает, что за первые пять лет работы института Уполномоченного по правам человека были приняты важные документы, открыты представительства уполномоченного по правам человека в 11 регионах страны. Рассказывая об этом, месяц назад, Ализода подчеркнул, что любая работа может вызывать критику, которая «только лишь в пользу, и мы продолжим свою деятельность в этом направлении».
Представители гражданского общества уверены, что роль омбудсмена должна быть более активной и значимой, он не должен бояться вступать в споры и дискуссии с представителями власти по конкретным случаям нарушения прав человека и более широко использовать полномочия, предоставленные ему законом и президентом.
В 2013 году за помощью в офис Уполномоченного по правам человека Таджикистана обратилось более 2000 граждан, дела которых, в основном, касались недовольства судебными решениями, пыток, домашнего насилия. Это вдвое больше показателей 2012 года.