Каждый правоверный мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить обряд «хадж», то есть паломничество в святыни Ислама – Мекку и Медину.
Именно в этих, процветающих сейчас городах, более 1400 тыс. лет тому назад зарождался Ислам, благодаря словам и поступкам великого пророка Мухаммада.
Любой мусульманин посчитает за честь посетить те места, где когда-то ступала нога пророка, где он читал свои проповеди, и наставлял людей на путь истинный.
Вот и я, посчитав сбережения, рассчитав возможности, решил побывать в святынях Ислама, и совершить «умру» (малый хадж). С этой целью я обратился в Комитет по делам религии при правительстве.
В стране есть несколько турфирм и агентств, занимающихся организацией туристических поездок, в том числе в святыни Ислама, и для совершения «умры», в частности.
Мне порекомендовали обратиться в компанию «Расул-Сохтмон», как раз, как мне сказали, занимающуюся набором группы для совершения паломничества в Мекку и Медину.
Признаюсь честно. Меня несколько насторожило название компании – «Расул-Сохтмон», а если быть точнее, вторая часть названия «Сохтмон», в переводе на русский «Строительство».
В республике множество компаний, в названии которых присутствует слово «Сохтмон», но они и занимаются строительным бизнесом.
Я оказался в некотором замешательстве, но так, как данную компанию или фирму рекомендовало такое авторитетное государственное ведомство, как Комитет по делам религии, которому я доверяю, то я решил обратиться именно туда.
Связавшись с представителями компании, я узнал, что действительно они организуют поездку в Мекку и Медину, и гарантируют уют, покой и совершение всех положенных для «умры» действий.
Не успокоившись, я все-таки спросил, а причем тут слово «Сохтмон», на что получил белозубую улыбку представителя компании, которая вдохновила меня, и я взялся «за дело» самым серьезнейшим образом.
Пройдя все формальности с получением путевки для себя и супруги, я тщательно начал готовиться к поездке. Будучи рассудительным человеком (во всяком случае, считаю себя таковым), я начал с того, что стал изучать правила совершения обряда.
Для несведущего они (правила) на первый взгляд покажутся «легкими», но на самом деле сам обряд требует большой концентрации и внимания, так, как все нужно совершать последовательно, и постараться не пропустить ничего.
Поездка намечалась с середины марта по начало апреля, когда, обычно весна у нас в самом разгаре, а до перехода на «летнюю форму одежды» время еще, хотя и немного, но есть.
Учитывая «горячий климат» Саудовской Аравии гардероб мы, вместе с супругой подбирали соответствующий, заранее зная, что сам обряд будем совершать в специальной, обязательной одежде.
Наконец настал день отлета. Авиалайнер взмыл в воздух из родного Душанбинского аэропорта и через несколько часов комфортного полета я и мои «товарищи по паломничеству» оказались в городе Дубаи.
Об этом городе я слышал очень много лестного, но посмотреть эту красоту воочию мне, как и моим товарищам не удалось, так, как из аэропорта Дубаи (ОАЭ) нас ждал перелет в Джидду (Саудовская Аравия).
Перед вылетом наш проводник, представитель компании «Расул-Сохтмон» провел с нами разъяснительную беседу. Сопровождающий оказался хорошим оратором, опытным проводником, человеком, знающим, когда, как, и что говорить. Главное в его призыве было «не уронить честь таджиков». В общем, этот человек, представитель компании «Расул-Сохтмон» произвел лично на меня хорошее впечатление.
Уже в Джидде, спустившись с трапа самолета первым в голову «полезла» мысль, «моя нога ступила на родину самого пророка Мухаммада, и я чувствовал себя самым счастливым человеком на земле».
Как я уже изложил выше, нас в этой поездке сопровождали представители компании «Расул-Сохтмон», то есть проводники, в обязанности которых входило наше размещение, оказание содействия в совершении обряда, также эти симпатичные и добродушные люди служили нам в качестве переводчиков (не все же владеют арабским языком).
У каждого на руках был путеводитель, которому отводилась роль «помощника», ну об этом позднее. Из Джидды мы сели в автобусы и направились в главную святыню Ислама – Мекку.
По дороге я думал, что по прибытию Мекку нас могут ожидать часы томления, пока найдут гостиницу, пока разместят, но был приятно удивлен, когда нас, как только мы прибыли, разместили в гостиницу, заранее арендованную компаний «Расул-Сохтмон». Нужно отдать им должное, подготовились они к поездке основательно, со всей серьезностью, организуя для паломников максимальный комфорт, как говорится, действительно «фирма веников не вяжет».
До прибытия в Мекку, и размещение в гостиницу все шло гладко. Все слушались проводников, старались делать так, как говорят они. «Безобразия» начались уже в самой Мекке, и что удивляет эти самые «безобразия» начали «творить» наши старики, которые казалось бы, призваны быть примером для молодых.
На наставления проводников мало кто из них обращал внимание, считая их «молокососами», и мало, что знающими о жизни. Вот тут-то и началась «головная боль», то есть проблемы начались у представителей компании - проводников.
Они вежливо, культурно, как это подобает таджикскому обращению к старшим, начали объяснять старикам, чего делать можно, а чего не рекомендуется, для их же безопасности.
Многие из «всезнающих» вопреки призывам сопровождающих начали поступать по-своему, но, как оказалось, до поры до времени. Некоторые старики, ослушавшись проводников, и отделившись от основной группы, и вовсе пропали в толпе. Тут опять в голову проникла «предательская» мысль. А может они затерялись специально. Мало ли что, может хотят попросить убежища, хотя тут же здравый смысл «вытолкнул» из головы мысль предательскую: Какое убежище. Саудовская Аравия не та страна, - подумал я.
Проводники тут же начинают искать нерадивых стариков. Найдя их, проводят «общее собрание», где объясняют, что так поступать нельзя, на что «найденыши» кивают головами, соглашаясь с ответственным лицом, но на следующий день ситуация повторяется по тому же сценарию, старики пропадают, проводники находят их, и проводят очередное «общее собрание» с утвердительными кивками.
Увидев все это, каких нервов одна такая поездка стоит для проводника, я бы рекомендовал Комитету по делам религии после каждой такой поездки выдавать проводникам бесплатные путевки в санаторий, где они могли бы вылечить расшатавшуюся нервную систему.
В этой поездке не обошлось и без некоторых курьезных ситуаций. Был такой случай. Один из нашей группы, «покинувший» нас, несмотря на увещевания проводника, попал в скажем так, «неловкое положение».
Он решил совершить очередной обряд самостоятельно, но, не зная языка, «отколовшийся» от основной группы, человек спросил у прохожего, что ему делать дальше. Из потока слов, которые на него посыпались, наш соотечественник понял лишь одно до боли знакомое слово «чарима».
Это слово его испугало всерьез», ведь слово «чарима» распространена у нас в Таджикистане, и означает в переводе на русский - «штраф». Он подумал, что он что-то нарушил, и ему придется выплатить штраф, а где, когда и сколько, человек не знал.
Эта ситуация вынудила «страдальца» «примкнуть» обратно к группе. Он разъяснил ситуацию проводнику, и попросил его узнать сумму штрафа, и нельзя ли как нибудь уладить эту проблему. Представитель компании – организатора поездки услышав «повествование» горе-паломника засмеялся.
Мы все были несколько смущены, пока проводник не объяснил нам, что слово «чарима» в Саудовской Аравии означает совершить обряд жертвоприношения, а не «штраф», как понял один из нас. Человек этот с облегчением вздохнул, и приступил к исполнению очередного правила обряда.
Объективно рассудив, он пришел к выводу, что «проводника надо слушаться», иначе все может повториться.
Чтобы благополучно, а главное последовательно совершить все правила «умры» нужны силы, которые, как известно, дает здоровая пища. К чему я это, к тому, что питались мы три раза в день, за счет «Расул-Сохтмон» и следует отдать им должное, организация поездки оказалось на весьма высоком уровне.
Кстати слово «Сохтмон» уже не смущала никого, и меня в том числе. Ребята со своей задачей справлялись на высшем уровне. Да, не забыть, проводника нашей группы звали Салохиддин – очень добродушный, внимательный, вежливый, и знающий свое дело человек, в общем, профессионал.
Простите за некоторое отступление, но работа, к примеру, нашего проводника убедила меня, что подбор кадров для «Расул-Сохтмон» стоит на первом месте, и это доказано делом.
Расскажу еще про один случай. Параллельно с нами «умру» совершала группа паломников из Узбекистана, а точнее из Бухары. Мы, конечно разговорились, и я был горд, когда бухарцы попросили нас помолиться за президента Таджикистана, за нашего президента, который создает условия для свободного совершения обряда хадж. При этом они заметили, что у них на родине с этим вопросом (совершению хаджа) несколько посложней.
Из Мекки мы направились в другой священный город – Медину, где также нас ожидали гостиничные номера и бесплатное питание, благо «Расул-Сохтмон» постарался. Город красивый, слов нет, и что примечательно, кажется, что местные жители живут лишь с одной целью – совершить богоугодный поступок, который, в основном проявляется в оказании помощи нуждающимся, причем постоянно.
17 дней пролетели, как один. Все правила обряда совершены, и на Родину я возвращаюсь как «ходжи». Кстати говоря, это звание обязывает человека ко многому, прежде всего не «возгордиться» тем, что ты побывал в священных местах, и не требовать от окружающих «особых отношений».
Уже, будучи дома в Душанбе, я узнал от супруги, что оказывается она, пообщавшись с представителями некоторых стран, особенно Центральной Азии, которые также совершали «умру», узнав, чего им стоит отдать долг мусульманина, помолилась за нашего президента и Комитет по делам религии. Я вполне осознал, что моя жизнь после посещения святых мест перемениться. Я стану более внимательным, терпеливым и заботливым в семье и обществе, чего желаю всем.
PS: В концу хочу выразить огромную признательность компании «Расул-Сохтмон» за прекрасную организацию поездки, и конечно же руководству Комитета по делам религии. Если, в будущем мне будет суждено опять посетить священные города Мекку и Медину, то обязательно воспользуюсь услугами «Расул-Сохтмон», к чему призываю и Вас.