«Милицию должны бояться и уважать» - такой девиз был у министра охраны общественного порядка СССР Николая Щёлокова. Сегодня нашу милицию не только боятся, но и критикуют и пугают ею своих детей. Кто виноват в этой ситуации? Давайте разберем на реальных примерах.
НА днях в редакцию «АП» обратились жители Худжанда с жалобой на действия сотрудников правоохранительных структур, которые глубокой ночью ворвались в одно из кафе города, вынудили всех покинуть помещение и опечатали его. При этом, по их словам, сотрудники милиции никак не прокомментировали свои действия.
Как выяснилось, в эту ночь сотрудники милиции таким образом опечатали ряд общественных заведений города. Журналист «АП» посетил одно из них, и действительно, все было опечатано. На бумажной печати стояла подпись сотрудника милиции Атаева, были указаны его должность и номер мобильного телефона. Позвонив Атаеву, я попросил прокомментировать его действия. Первоначально он сказал, что работал по указу начальника ОВД города Худжанда, а когда я привел ему статьи законов, согласно которым милиция не имеет на это права, Атаев заявил, что его начальник работает по указанию мэра Худжанда Раджаббоя Ахмадзода.
Руководитель пресс-службы мэрии Худжанда Махмуджон Дадабаев опроверг эту информацию, отметив, что никаких устных или письменных указаний со стороны мэра города относительно общественных заведений не было.
Примечательно, что, опечатывая общественные заведения, сотрудники милиции никак не объяснили свои действия и даже не составили административно-правового акта. Среди 31 пункта статьи 11 (Права милиции) Закона РТ «О милиции» юристам не удалось найти ни одного, который бы давал сотрудникам милиции право действовать подобным образом.
«Соответственно, все произошедшее можно расценивать как превышение власти и злоупотребление должными полномочиями, - отметил юрист Бюро по правам человека и соблюдению законности Садриддин Саидов. – Руководители данных общественных заведений могут обжаловать действия сотрудников милиции в судебном порядке».
В данном случае надо отметить, что, выгнав всех посетителей, сотрудники милиции лишили руководителей общественных заведений дохода, доверия клиентов, да к тому же нанесли ущерб, так как некоторые посетители отказались оплачивать счет, потому как просто не успели попробовать заказанные блюда. При этом милиция запретила сотрудникам заведения убирать кафе, и фактически вся еда осталась на столах.
«В статье 22 Закона «О государственной защите и поддержке предпринимательства в РТ» подчеркивается, что «государство не может препятствовать деятельности субъекта предпринимательства», - говорит юрист Саидов. – А согласно статье 30 данного Закона «все убытки, нанесенные хозяйствующим субъектам вследствие неправомерного воспрепятствования их предпринимательской деятельности, подлежат возмещению в судебном порядке по искам указанных субъектов в полном объеме за счет средств соответствующих бюджетов, включая неполученные доходы».
Спустя сутки, также без каких-либо объяснений своих действий, руководство ОВД Худжанда дало разрешение открыть эти закрытые заведения и продолжить работу. Правда, надо отметить, что шум вокруг этого случая уже дошел до руководства Худжанда.
«АП» не стала бы реагировать на этот инцидент, если бы не другие жалобы, регулярно поступающие на сотрудников милиции Худжанда…
Заплати и торгуй
В ДЕКАБРЕ прошлого года жалобы на правоохранительные структуры поступали от продавцов рынка «Панчшанбе», расположенного в Худжанде. Дело в том, что эти продавцы уже долгие годы торговали на улице, рядом со своими магазинами. Сотрудники милиции потребовали от них очистить улицу, заявляя, что их действия незаконны. При этом, по словам продавцов, милиционеры буквально разбрасывали их товары, ломали, требуя убраться с улицы. Группа предпринимателей обратилась с жалобами на милицию к властям, но результатов это не дало. Однако спустя пару месяц после этого случая, в феврале текущего года, та же милиция вновь разрешила торговать продавцам на тех же местах. Что изменилось за это время? Практически ничего, если не считать, что арендная плата для этих торговцев повысилась на 25 процентов…
Кто крышует проституцию?
В КОНЦЕ прошлого года «АП» обращалась в письменной форме к начальнику РУБОП УПМБ Согдийской области Шоди Хафизову с целью освещения проблем торговли людьми, сексуальной эксплуатации и принудительного труда. По сегодняшний день ответа «АП» так и не получила, хотя согласно закону ответ должен был быть предоставлен в течение трех рабочих дней. Может быть, таких проблем у нас в обществе нет?
Яркий пример - 34-й микрорайон города Худжанда. Работницы коммерческого секса стоят в самом людном месте, возле рынка, и открыто промышляют. Журналист «АП» пару раз лично видел, что рядом с этими проститутками спокойно стояли сотрудники органов правопорядка, как бы охраняя их покой. В этом же районе функционируют несколько борделей, о которых, кстати, «АП» сообщил один из сотрудников спецслужб, попросив осветить эту проблему.
Дело «Абрешимчи»
ПОСЛЕДНИЕ полгода в Худжанде проходят громкие судебные процессы по делу организованной преступной группировки «Абрешимчи». Конечно, пресекать деятельность подобных группировок – первостепенная задача правоохранительных структур. Только вот данная группировка промышляла далеко не первый год. Убийства, грабежи, избиения, угрозы, шантаж и другие преступления они совершали многие годы, и об этом говорил весь Худжанд. ОВД Худжанда тоже прекрасно знал об этом, так как жалобы поступали, но вот пресекать эту деятельность, видимо, никому не хотелось. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда эта группировка задела интересы родственников высокопоставленных чиновников республиканского уровня. А начальник ОВД был уволен. Сразу началась охота за преступниками, плотная работа следователей, вследствие чего уже прошло несколько судебных процессов.
Вот только по последним тенденциям складывается ощущение, что место группировки постепенно пытается занять сама милиция…