«Таджикистан может прокормить и обуть у себя 20 млн человек». «Через 5 лет уровень миграции будет снижен». О миграции и своей работе рассказал «АП» глава таджикской Миграционной службы Анвар Бобоев.
Говоря о хорошем
- Что Вы считаете главными достижениями Миграционной службы за последнее время?
- 24 января 2014 года в Душанбе было проведено заседание экономической межправкомиссии Таджикистана и России, на котором было рассмотрено 6 нормативно-правовых актов в области трудовой миграции. Например, актуальные вопросы - социальное страхование и пенсионное обеспечение трудовых мигрантов. Президент страны неоднократно говорил о необходимости решения этих вопросов совместно с российской стороной. Но разработка и принятие таких документов требует много времени. Такое соглашение должно быть поддержано и парламентами наших стран. Хотя первые шаги уже есть.
Среди достижений можно назвать соглашение о сроках пребывания таджикских граждан в России. Еще нужно отметить, что недавно была создана рабочая межведомственная группа под руководством вице-премьера Мархабо Джаббори. Дело в том, что Министерство труда, миграции и занятости населения реализует в 15 районах и городах страны один образцовый проект, направленный на подготовку трудящихся мигрантов. Другой момент, до начала мая планируется создание новой структуры нашей организации. Мы намерены, в частности, создать региональные центры для подготовки и консультации мигрантов. Это будет главным достижением МС за последнее время.
- На днях была информация, что из Таджикистана официально отправлено на работу в Россию 137 человек. А каков ежегодный показатель?
- Около 97% выезжают в Россию самостоятельно. В прошлом году было отправлено 4700 человек через организации, которые имеют лицензию для отправки рабочих сил за рубеж. Одна из таких - «Умури мехнати ихтиёрии чавонон» («Добровольный труд молодежи») Комитета по делам молодежи, спорта и туризма, которая и отправила названных вами 137 человек.
Почему количество официально отправляемых мигрантов мало? Если посмотреть, скажем, на опыт Филиппин, оттуда через такие организации едут за рубеж более 90%. Потому что Филиппины имеют визовый режим с основными принимающими его граждан странами. А из Таджикистана более 90% ездят в Россию, где нет визового режима.
- Виза, на Ваш взгляд, была бы Таджикистану на пользу или во вред?
- В сегодняшнем положении, думаю, положительно - отсутствие визы. И для России, которая принимает трудовую миграцию из Таджикистана и других постсоветских стран.
- Кроме названных вами 4 700 человек, остаются еще вакантные места?
- К сожалению, не каждый зарубежный, в частности российский, работодатель готов принять рабочую силу через наши местные субъекты, официально, и давать достойную зарплату. Сейчас зарплата у официально принимающих мигрантов работодателей разная - $400–500, для специалиста более престижной профессии - более $1000. Но, к сожалению, таких работодателей мало.
Россия также хочет при получении рабочей силы получить больше налоговых поступлений. А работодателям, напротив, это невыгодно: они должны платить налоги, решить вопросы социального страхования, делать отчисления в пенсионный фонд. Поэтому большинство стараются работать с трудовыми мигрантами неофициально.
Таджикская трудовая миграция достойно помогает и российской экономике. В 2012 году от трудовых мигрантов в постсоветские, главным образом центральноазиатские, страны поступило $13 млрд. В то же время $67 млрд получила российская экономика. Многие в России говорят о мигрантах как о тех, кто забирает, выкачивает их деньги. Но если мигрант отправляет один доллар в свою страну, пять долларов достается российской экономике.
«Русский националист - не наша идея»
- Что делается таджикским миграционным представительством в России?
- В России работает Представительство Минтруда, миграции и занятости населения в составе 15 человек, которые оказывают помощь мигрантам в их защите. За прошлый год работодателями трудовым мигрантам было возвращено более 10 млн рублей, которые они не получили. Проблема была решена Представительством при помощи российских официальных органов.
Стоит отметить, что в прошлом году впервые Представительство принимало участие в защите прав таджикских граждан в судах России. Участвуя в судебных процессах, смогли доказать и выиграть 11 дел, касающихся выдворения таджикских граждан. Сейчас на рассмотрении в судах находится более 30 таких дел, где также намерены работать наши представители. Конечно, 15 человек в России мало. Но в дальнейшем возможно увеличение их количества.
- Проводятся со стороны МС здесь или за рубежом какие-то мероприятия по поднятию имиджа таджика или трудового мигранта?
- В 2012 году мы хотели создать имиджевый центр, но не позволили некоторые технические причины. В этом году мы твердо настроены решить этот вопрос. Непосредственно с вузами, прежде всего с Российско-Таджикским (Славянским) университетом, так как там есть НИИ миграции, а также молодые специалисты.
- В 2012 году в Таджикистан привезли русского националиста, скинхеда Максима Марцинкевича. Это была инициатива МС?
- Нет. Это инициатива какой-то молодежной группы, по-моему, РТСУ. Там и встреча была с ним.
Что я думаю об этом вообще? Есть люди, нормально относящиеся к трудовой миграции, есть, которые плохо смотрят на это. И мы должны работать со всеми этими людьми.
…Если мы возведем в Таджикистане, скажем, фабрику по производству джема или сока и это попробует такой человек и посмотрит, кто производитель, хочет не хочет, но хоть на процент его отношение к Таджикистану поменяется. Сколь бы противным и плохим ни был человек, с ним надо работать. Объяснить, что мы все люди.
«Нарушают все»
- Одна из задач МС - профподготовка трудовых мигрантов. Что делается?
- Это самый важный и трудный на сегодня вопрос. В 2004 году 20% трудовых мигрантов имели профобразование. За пять лет - в 2009 году - этот показатель снизился почти на 10%. Потому что ежегодный прирост населения составляет около 2%. И ежегодно на рынок труда выходит 150–180 тыс. человек новой рабочей силы. В прошлом году было создано 205 тыс. новых мест, но пошли на работу около 45 тыс. Работодатели создают места, но, к сожалению, зарплаты маленькие, и все едут за рубеж.
Сейчас все средние профессиональные учебные заведения введены в структуру Минтруда. Они будут работать в этом направлении - вести профессиональную подготовку мигрантов на краткосрочных курсах.
- МС занимается регулированием иностранной миграции в Таджикистане. Много ли правонарушений со стороны иностранцев и какие граждане больше нарушают?
- Объем инвестиций увеличивается, и увеличивается и иностранная трудовая миграция. Таджикистаном выделяется ежегодно 4800 квот на иностранную рабочую силу.
Первое место по квотам занимает Китай (2500), второе - Турция, потом идут Иран, Индия, Афганистан. Но иностранные компании должны учитывать, что не менее 70-80% работающих у них должны быть гражданами Таджикистана.
В прошлом году МС было возбуждено более 700 дел в связи с нарушением иностранцами законодательства о пребывании в стране. Решением судов 400 иностранцев были выдворены из Таджикистана. Но нужно сказать, что основное внимание уделяется разъяснительной работе.
Нарушают законы все - и китайцы, и афганцы, и турки, и другие.
«Миграция сократится»
- МС говорит, что в России 700–800 тыс. таджикских мигрантов, а ФМС говорит, что их более миллиона. Почему цифры различаются?
- Нужно учитывать, что не все отбывающие - трудовые мигранты. В прошлом году в Россию отбыли более 900 тыс. человек, из них трудовые мигранты - около 790 тыс.
Мы считаем мигрантов всем известным способом: они заполняют миграционные бланки, где указывают цель поездки.
Нужно сказать, что миграция находится в движении: столько-то уезжает, столько могут прибыть. Даже Швейцария не имеет точных данных о своих мигрантах.
На днях ФМС говорила о 1 млн 34 тыс. Может, они включили сюда около 300 тыс. таджикистанцев, которые имеют российское гражданство.
- Как Вы видите таджикскую трудовую миграцию в ближайшем будущем?
- Я думаю, конечно, миграция должна быть сокращена. Президент подчеркнул, что Таджикистан может прокормить и обуть у себя 20 млн человек. Одна из главных задач сейчас - создание рабочих мест. Другая задача - мы должны поднять сельскую инфраструктуру. Только в селе более 500 тыс. людей могут быть обеспечены работой.
Думаю, через 5 лет уровень будет снижен.
В прошлом году было объявлено о выделении правительством на развитие, поднятие материально-технических баз ПТУ 260 млн сомони. В 2012 году Минобразования приняло программу развития системы изучения специальностей, получения профессий. Если эта сфера будет подниматься, думаю, не только изменится форма трудовой миграции, но и снизится ее уровень.