Несмотря на то что Советского Союза нет уже 23 года, до сих пор в республиках постсоветского пространства встречаются люди, которые так и не смогли адаптироваться к новому времени. Художники, актеры или учителя, воспитанные на идеалах когда-то существовавшей империи и продолжающие их исповедовать, сегодня вынуждены влачить жалкое существование.
Пожалуй, актриса, музыкант Наталья САПРЫКИНА - одна из таких. Когда-то ее игра на фортепиано впечатлила саму Малику Сабирову, но теперь жизнь Натальи Андреевны способна выбить из колеи даже отъявленного циника.
В ДУШАНБЕ ее знают многие. Мы прогуливаемся с Натальей Андреевной по проспекту Рудаки, и прохожие ей улыбаются. Наталья Андреевна говорит, что сюжеты, где она читает эпиграммы на английском и таджикском языках, не раз показывали по местным телеканалам. Да, она говорит на фарси. А еще знает латынь, французский, немецкий и итальянский языки.
У Натальи Андреевны потертая, старая обувь, но безупречные манеры. Она называет официантку в столичном кафе «милая девушка», отказывается от обеда - «только чашку кипятку: я, извините, на диете» - и цитирует Шекспира на английском языке. У Натальи Андреевны всегда под рукой Библия, она переводит отрывки из нее на таджикский язык и хорошо поставленным голосом читает их в людных местах города. Иногда ей подают за это деньги, и сегодня это единственное средство для ее нелегкого существования.
- Не важно, кто ты: мусульманин или христианин, - бог один, и Библия – это вечная книга, которая говорит с людьми на языке мудрости, - говорит она. - Именно поэтому мои слушатели или зрители, как вам угодно, будучи мусульманами, принимают эти слова.
Наталья Сапрыкина впервые попала в Таджикистан в 1970 году. За несколько месяцев до своего приезда сюда она гостила у подруги в Москве, где ее игру на фортепиано услышал начальник отдела кадров Министерства культуры СССР.
- Тогда он назвал мне имя великой Малики Сабировой и сказал, что советское Минкультуры уже долгое время не может подобрать пианиста для требовательной балерины, - вспоминает Н.Сапрыкина. - Он предложил попробовать мне. Когда я вернулась домой, на Украину, то из Минкультуры мне поступило 7 телеграмм с приглашением на работу в Государственный академический театр оперы и балета им. С.Айни. Приглашение я приняла и в 1970 году приехала в Душанбе.
Начальник отдела кадров не ошибся: Малике Сабировой действительно понравилась игра Натальи Андреевны. С тех пор она стала сопровождать балерину в ее гастрольных турах по всему миру, получила однокомнатную квартиру в самом центре Душанбе и зажила насыщенной творческой жизнью.
Так продолжалось до середины 90-х годов.
Да, конечно, смерть Малики Сабировой в 1982 году подкосила Наталью Андреевну; потеря была серьезной, но после нее пианистка все же могла работать в ставшем родным театре. Более того, теперь она стала работать не только в качестве концертмейстера, но и ведущей; параллельно готовила программы о музыке для таджикского телевидения, писала сценарии.
В 1993 году Наталью Андреевну перевели в Русский драматический театр имени Вл. Маяковского в качестве актрисы. Пошли главные роли в спектаклях: «Лестница в небо», «Обвиняетесь в убийстве» и другие. В декабре 1995 года на театральном фестивале стран Средней Азии и Казахстана спектакль с ее участием «Каменный миндаль» получил Гран-при.
Но в 1998 году в театре проходила аттестация, после которой Наталью Андреевну уволили. С этих пор начались ее мытарства. Наталья Андреевна говорит, что работа именно в этом театре для нее как незаконченная книга, которую непременно хочется прочесть до конца, именно поэтому после увольнения она обращалась во всевозможные инстанции с просьбой позволить ей вернуться в театр. Ее возвращали, потом снова увольняли, возвращали, снижали категорию, но потом снова увольняли.
В прошлый раз это случилось год назад. Тогда руководство театра рассталось с Натальей Андреевной по причине ее пенсионного возраста.
- Они не должны были этого делать, т.к. указание о том, что люди пенсионного возраста не должны работать (письмо-распоряжение за подписью руководителя исполнительного аппарата президента РТ Бахтиёра Худоёрова о прекращении трудового договора с пенсионерами до 25 декабря 2012 года, - прим. ред.), не касается деятелей сферы образования и культуры, - сетует она. - Я написала по этому поводу десятки обращений в разные инстанции, в том числе и президенту страны, но до сих пор руководство Театра имени Вл. Маяковского не желает видеть меня в качестве актрисы.
Кроме Библии Наталья Андреевна всегда носит с собой и распечатки сценариев моноспектаклей на английском, таджикском, русском, французском языках и даже на латыни, которые мечтает поставить на сцене театра. Все эти работы она подготовила сама. В своих моноспектаклях Наталья Андреевна хочет сказать зрителю о боге, о любви, о жизни. При этом о своей собственной бытовой жизни она говорит совсем неохотно.
Дело в том, что в квартире Натальи Андреевны на четвертом этаже с 2005 года нет воды и санузла. Все трубы давно пришли в негодность и потекли, соседи стали жаловаться, и Наталье Андреевне пришлось отрезать водоснабжение своей квартиры. Другого выхода, при полном отсутствии денег, у нее просто не было.
Кухня Натальи Андреевны заставлена пластиковыми бутылками с водой, которую она носит с улицы; от стен отваливаются старые обои, а на запыленном унитазе она хранит книги.
Впрочем, на этих проблемах Наталья Андреевна останавливается совсем недолго. Гораздо интереснее ей вспоминать о том, как в Италии она играла в кафедральных соборах и как гастролировала во Франции; она в деталях помнит каждый свой концертный костюм, вспоминает бурные овации, роскошные букеты цветов, записки поклонников. Она до сих пор помнит наизусть все свои роли и с удовольствием декламирует их прямо в столичном кафе. И напоминать ей о том, что ну ведь как-то же можно найти таким талантам практическое применение, не стоит.
Наталья Андреевна из вежливости выслушает ваши советы, но все равно будет стремиться на сцену, она ею бредит.
- Пусть приходит и работает, - говорит директор Театра имени Вл. Маяковского Сухроб МИРЗОЕВ, - только не в качестве актрисы, а в качестве концертмейстера, по трудовому договору! В качестве актрисы я ее взять на работу не могу: во-первых, это Русский драматический театр, и моноспектакли на других языках мы ставить не можем; во-вторых, ее моноспектакли должны пройти отбор советов по музыке и драматургии Министерства культуры и нашего театра, прежде чем войти в репертуар. Спектакли Натальи Андреевны, к сожалению, отборы советов не проходят.
Кроме того, С. Мирзоев поясняет, что возьмет Наталью Андреевну на работу концертмейстером только при условии, что она оформит себе пенсию.
- Мы ей в этом поможем, - говорит он. - Без пенсии зарплаты концертмейстера ей все равно ни на что не хватит. Я знаю Наталью Андреевну уже 20 лет и догадываюсь, что ее это устраивать не будет.
Сама Наталья Андреевна говорит, что от пенсии категорически отказывается - «не считаю себя пенсионеркой, я могу сама заработать себе на жизнь искусством», а о предложении работать концертмейстером:
- Во-первых, я больше смогу дать миру в качестве актрисы, - говорит она. - Концертмейстер не нужен в драматическом театре, и боюсь, что они опять избавятся от меня.
- Не избавимся, - обещает С. Мирзоев. - Мы с Натальей Андреевной старые, добрые знакомые.