В редакцию «Азия-Плюс» поступило письмо от гражданина Российской Федерации, инвестора Самарцева Андрея Анатольевича, который обвиняет одного из адвокатов Зайда Саидова - задержанного недавно Фахриддина Зокирова, а также двух его знакомых - Абдулфайза Ибрагимова и Бахтиёра Давлатова - в мошенничестве и задолженности в особо крупном размере.
В телефонном интервью «АП» Андрей Самарцев рассказал, что является инвестором в области хлопководства с 1999 года и знаком с Фахриддином Зокировым с 2007 года.
Самарцев, по его же словам, является одним из крупнейших инвесторов Российской Федерации в хлопководство Таджикистана, и последние два-три года он ежегодно вкладывает в хлопководство в Таджикистане от 25 до 35 миллионов долларов. В Таджикистане, по его словам, все, кто имеют более 1 тыс. тонн хлопка, знают его.
«В 2005 году в Яванском районе было создано хлопкоочистительное предприятие «Порсиён-Суфиён». Создавали его Ибрагимов Абдулфайз и иранцы. 20% акций предприятия принадлежали Ибрагимову. Оборудование для предприятия было завезено из Ирана. Я в то время, в 2005 году, как раз совместно с иранской и таджикской стороной монтировал этот завод. В конце 2005 года Ибрагимов перестал выполнять взятые на себя обязательства по контракту со мной. Контрактов было несколько, поскольку были разные источники финансирования. В конце этого же года я сделал ему платеж, покрыл его кредит в одном из банков. В 2006 году я много с ним общался на эту тему. К тому времени его долг составил 680 тыс. долларов. В 2007 году я ему предложил порядок расчета, но с его стороны ничего не было, был полный обман», - рассказал Андрей Самарцев.
В 2007 году, по словам российского инвестора, у Абдулфайза Ибрагимова появился Фахриддин Зокиров, который в последующих судебных разбирательствах выступал в качестве адвоката Ибрагимова.
«В 2007 году, когда я подал исковые заявления в Арбитражный суд города Москвы, в Экономический суд города Душанбе и Высший экономический суд, Зокиров начал вести все дела, как юрист Ибрагимова. В конце концов Арбитражный суд города Москвы вынес решение, согласно которому таджикская сторона должна была выплатить мне порядка 270 тыс. долларов. Зокиров подал апелляцию на решение Московского арбитражного суда, которая была отклонена позже», - говорит Самарцев.
Однако в Таджикистане в Высшем экономическом суде в 2009 году, по его словам, дело было заморожено. Причиной тому, говорит Самарцев, являлось выяснение обстоятельств, которые ему неизвестны. «Не буду вам объяснять, почему так произошло, но были даны взятки. Я неоднократно обращался с жалобой в Антикоррупционное ведомство Таджикистана, тогда был главой Шерхон Салимзода, неоднократно обращался в аппарат президента, к тогдашнему Чрезвычайному и Полномочному послу России в Республике Таджикистан Рамазану Абдулатипову», - рассказал российский инвестор.
«Я очень долго боролся с этим, поскольку Зокиров постоянно составлял документы, они постоянно представляли претензии на иски. Я прошел все: и апелляционные, и кассационные инстанции судов, даже по исполнению решения Московского арбитражного суда. Наконец в 2010 году я подал исковое заявление в Хатлонский экономический суд, так как в Хатлонской области было имущество, которое принадлежало Ибрагимову. Фахриддин Зокиров готовил все материалы, касающиеся суда. Судебные исполнители Хатлонской области создали комиссию и выявили в совместном предприятии «Порсиён-Суфиён» те самые 20% имущества Ибрагимова. После нескольких безуспешных попыток продать имущество через аукционы, суд принял решение передать эту часть имущества мне в собственность», - пояснил Самарцев.
«Однако, как оказалось позже, в 2009 году Ибрагимов, Зокиров и Давлатов создали предприятие «Паймон-Сипар». Оно было зарегистрировано по месту жительства Фахриддина Зокирова. Были подделаны документы, согласно которым те самые 20% имущества, на которые я получил право собственности по решению суда в 2010 году, якобы были проданы предприятию «Паймон-Сипар» еще в 2009 году. Судом, конечно, позже было установлено, что никакой передачи имущества не было. В конце концов, когда я получил право собственности, этими же лицами на базе «Порсиён-Суфиён» было создано новое предприятие, получившее название «Яван коттон» - хлопкоочистительный завод №288. Под это предприятие они получили кредит в «Точиксодиротбанке» в размере 1 млн. долларов. О том, что это предприятие им не принадлежит, в банке узнали, когда я представил все документы. В конце концов, из полученной суммы они на сегодня остались должны перед банком около 580 тыс. долларов. Также они постоянно имели задолженности перед дехканами», - говорит Самарцев.
По словам российского инвестора, он приехал в Таджикистан в начале текущего года. В это время «Точиксодиротбанк» уже подал заявление в Антикоррупционное агентство на Ибрагимова, Зокирова и Давлатова. Самарцев тоже подал заявление. Насколько ему известно, есть на них заявление и от гражданина Ирана, который также был обманут.
«То, что Агентство его задержало, никоим образом не связано с его правозащитной деятельностью...», - говорит Самарцев.
По словам Самарцева, Ибрагимов и Закиров также всячески старались очернить его перед правоохранительными органами Таджикистана.
«В 2007 году они заявили на меня в МВД, что я якобы организовал взрыв на перекрестке Рудаки и гостиницы «Таджикистан». Меня затаскали по различным инстанциям. Конечно, в МВД разобрались во всем, моя невиновность была доказана. Позже эти же люди подали еще одно заявление в правоохранительные органы, якобы я являюсь агентом Узбекистана и поставляю оружие в ГБАО. Это было как раз в то время, когда в Хороге был убит начальник Управления ГКНБ по ГБАО. Меня вновь допрашивали, но в конечном итоге силовые структуры во всем разобрались», - добавил российский инвестор.
На вопрос «АП», почему он только сейчас решил обнародовать данные, Самарцев ответил, что увидел информацию на сайте о задержании Зокирова и решил связаться с редакцией, чтобы рассказать свою версию.