Директор Независимого центра защиты прав человека Сергей Романов прокомментировал решение суда по исковому заявлению представителей интеллигенции против «АП» и ее редактора Ольги Тутубалиной.
В качестве ключевых факторов в разрешении данного спора он выделил два основных аспекта.
«Первое - считаю, что на стадии принятия данного заявления суд должен был вернуть исковое заявление истцам, поскольку оно подписано или подано лицом, не имеющим право на его подписание и предъявление в суд, поскольку в статье не затрагиваются вопросы, относящиеся непосредственно к личности истцов.
Вторым же существенным аспектом является то, что при назначении и проведении экспертизы не был соблюден ряд необходимых требований, предъявляемых законодательством, и на которые в частности ссылается суд в своем решении.
По словам собеседника, закон «О государственной судебной экспертизе» устанавливает, что судебным экспертом может быть лицо, прошедшее последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном в учреждении государственной судебной экспертизы.
Однако возникает вопрос, имеют ли судебные эксперты, проводившие экспертизу, соответствующую квалификацию? Если да, то они должны были отразить её в своем заключении, что сделано не было. Также был нарушен ряд других аспектов при подготовке заключения. Суду не были представлены со стороны экспертов документы, подтверждающие их полномочия и компетентность. Имеют ли они вообще право проводить подобного рода экспертизы?».
С. Романов подчеркнул, что согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РТ за №13 от 23.06.2010 года «О судебном решении», «Оценка, данная судом заключению эксперта, должна быть полностью отражена в решении суда». Однако суд данное требование не исполнил, а только лишь констатировал выводы экспертов.
«Считаю необходимым при разрешении в кассационной инстанции данный вопрос разрешить, поскольку он был упущен судом первой инстанции и повлиял на вынесение решения суда», - подчеркнул Романов.
Суд столичного района Фирдавси 25 февраля вынес решение по исковому заявлению представителей интеллигенции, согласно которому редакция газеты и ее редактор Ольга Тутубалина должны будут не только опубликовать опровержение, но и выплатить 30 тыс. сомони на счет трех физических лиц, которые выступили в качестве истцов (Д.Абдиева, А.Раджабов и Х.Рахматов).