Комиссар по стратегическому развитию Норвежского общества охраны природы проверил соответствие нормам уровень освещения и вентиляции классов в четырех столичных школах. Все 4 школы экзамен на освещенность провалили.
Леонид Фирсов прибыл в таджикскую столицу в рамках Школьного проекта по использованию ресурсов и энергии (ШПИРЭ) по приглашению таджикской экологической организации «Маленькая Земля».
За два дня Л. Фирсов посетил четыре школы (организаторы проекта по понятным причинам просили не указывать названия школ), где проверил уровень освещенности в классах и содержание углекислого газа. Замеры проводились днем, когда идут занятия, и вечером, в темное время суток, чтобы сделать замеры только искусственного освещения.
Мы подоспели в одну из школ только к вечеру, когда комиссар по стратегическому развитию Норвежского общества охраны природы раскладывал на школьной парте многочисленные приборы. Один из них – люксметр – прибор для измерения освещенности, похожий на обычный тестер с белым шариком - датчиком. «Берите, меряйте», - предложил мне Леонид. Всего в классе четыре трубкообразные лампы дневного света: две впереди, на уровне первых парт, и две (неработающие) - на уровне задних. Проверяем уровень освещенности на парте, то есть сам датчик располагается непосредственно на поверхности стола. 30 люкс - на первой парте, и 14 Лк – на последних, там, где лампы не работают. «Искусственное освещение в этом помещении не соответствует нормам, - выносит свой вердикт Леонид. – Днем в солнечную погоду детям, может, и будет хватать света, но при пасмурной погоде или в утреннее время нормального освещения не будет». Как говорит Леонид, по международным стандартам на школьной парте уровень освещенности при искусственном свете должен быть не меньше 300 Лк. В этой школе я ни разу не заметил, чтобы люксметр показывал выше 100 Лк.
По словам Леонида, результаты по замерам освещенности в дневное время были не лучше. «Днем в школах было 600-700 Лк, - говорит Леонид. – Международная норма – не меньше 1000. А потом люди удивляются, отчего учителя становятся раздражительными, а дети плохо усваивают школьную программу».
Основной недостаток освещения наших школ, по словам иностранного специалиста, – это недостаточное количество ламп, неправильное расположение осветительных приборов, само качество ламп. Например, в одной школе трубка дневного света располагалась прямо над доской. «Такой свет бьет в глаза ученику, и поэтому на доске ему трудно будет что-то разглядеть, - говорит Леонид. – А на китайских лампах, которые я вижу здесь, маркировка не соответствует стандартам, поэтому трудно определить их технические характеристики».
Шахтерские условия учебы
Тест на вентиляцию школы также благополучно провалили. Прибор для измерения содержания углекислого газа в некоторых классах начинал пищать, если уровень CO2 превышал норму. Это в пустых помещениях, когда детей нет в классах. Днем, по словам Леонида, прибор показывал до 6000 ppm (на один кубический метр воздуха приходится 6000 см3 CO2), в то время как по европейским стандартам его уровень не должен превышать 1000 ppm. Уже потом, бороздя просторы Интернета, на сайте научного журнала «Наука и жизнь» я узнал, что, например, в горнодобывающих шахтах предельно допустимый уровень углекислого газа – 5000 ppm, превышение которого уже вредно для человека. Вот такая непростая у наших детей школьная жизнь.
«Оно и понятно, - говорит Леонид. – В ваших школах практически отсутствует система вентиляции. Обычная коробка из стен и потолка, где нет воздухоотводов». Как сказал Л. Фирсов, проблема высокого содержания углекислого газа в помещениях обостряется зимой, когда в целях удержания тепла помещения не проветриваются. Уже потом, на встрече участников проекта ШПИРЕ, где были представители столичных школ и регионов РТ, в своей презентации Леонид Фирсов говорил учителям о том, что полезно было бы даже зимой на перемене проветривать помещение. По его словам, за те 5 минут, пока будут открыты окна и двери, тепло не уйдет, а воздух в классе станет чище.
Лампы будут менять
Во время визита в Душанбе Леонид Фирсов был приглашен в Министерство образования. Как оказалось, во время встречи с иностранным специалистом наши чиновники заявили, что хотят в дальнейшем разработать план совместных действий по освещению в школах и замене энергосберегающих ламп в школах республики.
Ну а пока в ближайшее время специалист должен подготовить отчет, после чего одна из четырех школ может стать участницей пилотного проекта ШПИРЭ и экологической организации «Маленькая Земля» по улучшению уровня освещения.