В Душанбе 12 февраля проходит круглый стол с участием Специального докладчика ООН по пыткам Хуана Мендеса, представителей государственных структур и представителей гражданского общества, посвященный проблеме пыток в Таджикистане.
Мероприятие открыл руководитель Отдела гарантий прав человека Исполнительного аппарата президента Музаффар Ашуров, который сообщил, что правительство Таджикистана признает проблему пыток в стране и принимает различные меры по предотвращению этого неблагоприятного явления.
В частности, по его словам, в прошлом году был принят План мероприятий по реализации рекомендаций Комитета ООН против пыток и специального докладчика, который согласован и направлен для реализации соответствующим государственным органам. Согласно данному плану, каждые полгода эти ведомства должны будут отчитываться о проделанной работе в рамках этого плана.
«В январе мы уже получили первые отчеты. Согласно указанному плану, все помещения следственных органов, где проводятся допросы и содержатся задержанные, должны были быть оснащены камерами видеонаблюдения, и согласно отчетам соответствующих органов, эта часть работы уже выполнена, - сообщил Ашуров.
По его словам, в рамках данного плана они также проводят некоторые мероприятия по подготовке к подписанию Факультативного протокола к Конвенции против пыток, что также является рекомендациями Комитета против пыток и спецдокладчика.
Наравне с принятием ряда документов, одной из мер также является создание рабочей группы при Институте Омбудсмена, которая имеет возможность беспрепятственно посещать места заключения.
Ашуров также отметил, что даже если активная фаза государственной политики по предотвращению пыток приходится на 2013 год, когда был принят данный план и начались работы по нему, это не означает, что государство до этого ничего не делало. По его словам, государственная политика изначально принимало меры против пыток.
Совершенствование законодательства, создание института Омбудсмена и другие меры являются тому показателями.
Он также сообщил, что в своей работе они сотрудничают с представителями гражданского общества и различными международными организациями и в дальнейшем намерены продолжить данное сотрудничество.
Руководитель Коалиции НПО против пыток Нигина Бахриева, в свою очередь отметила, что действительно последние годы сотрудничество государственных органов и неправительственных и правозащитных организаций стало более тесным, однако по многим вопросам к рекомендациям этих организаций не прислушиваются.
«Еще несколько лет назад очень сложно было говорить о том, на каком уровне находится государственная политика по проблеме пыток. Государственная власть не признавала эти факты. Но сейчас эта проблема признается и на государственном уровне и на институциональном. Это дает нам шанс и возможность разрабатывать достаточно эффективные планы и политику по борьбе с пытками в Таджикистане. Очень много работы было проделано в 2013 году, в частности принят план мероприятий Правительством, однако этот документ является одним из многочисленных документов по борьбе с пытками, где рекомендации гражданского общества практически не были приняты во внимание. В самом плане можно увидеть, что в нем указаны государственные органы, и это правильно, так как реализация плана лежит на этих органах, но, к сожалению, в этом плане не указаны встречи и мероприятия с гражданским обществом и правозащитными организациями», - отметила Бахриева.
Она также сообщила, что сегодня общественность не имеет доступа к этому плану, и он не размещен даже на сайтах соответствующих органов, хотя является очень важным документом, отражающим политику государства по вопросу пыток.
«Это важный документ. Было бы очень хорошо, если бы он широко распространялся среди общественности. Было бы важным ознакомиться и с первыми результатами работы по плану и получать информацию о прогрессе в этом направлении. Если отчеты, которые были получены в январе, были бы также опубликованы, то мы бы со своей стороны видели бы точки соприкосновения для дальнейшей работы», - отметила Бахриева.
Руководитель НПО «Перспектива Плюс», известная правозащитница Ойнихол Бобоназарова также отметила, что точка соприкосновения гражданского общества и государства в этом направлении практически не чувствуется. О ее словам, большая надежда на это была, когда создавался Институт Омбудсмена, однако эти надежды не оправдались, и его вклад в этом направлении практически не чувствуется.
«Мы сегодня говорим о государственной политике, но мы ее не чувствуем. Мы еще ни разу не видели, чтобы по государственным каналам поднимали тему пыток, не видели выступлений представителей соответствующих органов по этим каналам, которые бы говорили о проблеме пыток, рассказали бы о плане. Мы не видели, чтобы государственными органами проводились какие-то конференции и круглые столы на эту тему. Только недавно было какое-то мероприятие, но нас, представителей гражданского общества, туда не пригласили. Сотрудники органов сами о чем-то поговорили и разошлись. При этом, когда недавно одна из политических партий провела круглый стол на эту тему, и пригласила представителей государственных органов и Омбудсмена, они не явились…Мы согласны, что государство проделало определенные работы, но при этом многое остается не решеным. Задача государства заключается не только во вступлении в международные сообщества, подписании соглашений, принятии закона, но и в их реализации. Это намного важнее. Родственники жертв пыток уже который год не могут добиться выполнения решения суда и получить компенсацию. Я надеюсь, что после этого круглого стола ситуация несколько изменится и мы будем совместно работать для устранения этой проблемы», - отметила Бобоназарова.
Специальный докладчик ООН Хуан Мендес, со своей стороны, возложил надежды на сегодняшнее мероприятие, отметив, что это является хорошей возможностью для гражданского общества и правительства обсудить этот важный вопрос.
Оценивая ситуацию пытками в Таджикистане, он отметил, что «она желает оставлять лучшего».
«Должен отметить, что пытки и другие нечеловеческие и унижающие достоинство человека обращения в Таджикистане все еще остаются. Конечно, не в отношении всех задержанных, они применяются, но они есть. Очень важно, по нашему мнению, принятие серьезных мер по предотвращению пыток... Это не моя рекомендация, это не рекомендация Комитета против пыток, это не рекомендация в рамках УПО – это, в первую очередь, является обязательством страны на международном уровне, которое она приняла на себя», - отметил Х.Мендес.
Говоря о мерах, которые должен принять Таджикистан, Спецдокладчик отметил, что необходимо провести обучение персонала правоохранительных органов, включая МВД, Минюста, а также представителей судебно-медицинской экспертизы.
Также он призвал таджикские власти должным образом расследовать и обращать пристальное внимание на все факты пыток, «чтобы это стало хорошим уроком для других сотрудников правоохранительных органов». При этом, по его словам, необходимо убедиться в том, чтобы не было безнаказанности за применение пыток.
Также он считает, что нужно приравнять применение пыток к тяжким преступлениям и назначать пропорциональное наказание за это преступление, а также исключить альтернативные виды наказания за это преступление.
«Я предоставил несколько рекомендаций и некоторые из них был оценены положительно, а некоторые - не очень. Тем не менее, хотелось бы еще раз подчеркнуть о более тесном сотрудничестве гражданского общества и государства. О сотрудничестве на всех фазах деятельности, как на фазах подготовки нужных документов, так и на фазах их одобрения и реализации. Я думаю, что у вас есть очень активное гражданское общество и это является хорошим ресурсом, которое государство может использовать в рамках реализации своей политики, особенно в плане реализации плана мероприятий против пыток», - отметил Х.Мендес.
Оценивая план правительства против пыток, он дал ему неоднозначную оценку. По его словам, некоторые задачи этого плана являются конкретизированными, а некоторые отражены в общих чертах. И если по некоторым задачам установлены конкретные сроки для выполнения, для других они не указаны вообще. При этом он отметил, что было бы желательно, если бы в плане был отражен индикатор достижений, который бы показывал результативность работы.
Также он указал на важность доступа к адвокату и условиях содержания задержанных в плане питания и медицинских услуг, а также о необходимости подписания факультативного протокола к Конвенции против пыток.