Ставить и слушать рок и рэп в транспорте, занимающимся пассажироперевозками, в Душанбе теперь под запретом. Это не первое проявление неприязни к таким протестным направлениям музыки. Эксперты считают, что власти боятся такого вида творчества.
Мэр Душанбе 10 января издал указ об урегулировании музыки в транспорте, который занимается перевозкой пассажиров. Под запрет попали и такие жанры, как рок и рэп.
На итоговой пресс-конференции Министерства культуры министр Шамсиддин Орумбеков сказал, что соответствующий указ можно считать вполне обоснованным.
- Многие такие жанры, как рок и рэп, пропагандируют насилие и безнравственность. Поэтому мэр сделал правильно, что подписал указ, запрещающий прослушивание таких аудиозаписей в общественном транспорте, - заявил он.
Позже, в интервью «АП» министр сказал, что журналисты исказили его слова. По его мнению, он не за запрет рока и рэпа как таковых, а за конкретные их формы.
- У каждого пассажира есть свой эстетический вкус и желание,- говорит министр. - Какая-то музыка, может, мне нравиться, а вам - нет. Когда сидишь в транспорте, там такие темы, и так громко! Или представьте, человек сидит в транспорте, а рядом с ним дочка, и там на такой громкости ставят песни, где такие слова, такое сквернословие... Я вот такие случаи имел в виду. А в целом рэп – это жанр, он существует, работает. И мы не против него.
Директор «Душанбенаклиётхадамотрасон» Фирдавс Саидов сказал «АП», что будут пресечены песни с критикой против правительства и президента.
- Если встретим песни против государственной политики, обязательно должны пресечь, например, ругательства или жесткие слова в адрес правительства, власти, чиновников, президента,- заявил Саидов. - Сейчас отдел культуры исполнительной власти города обязался предоставить нам диски с песнями воспитательного значения, с наставлением для молодежи.
Саидов сообщил, что рейды проводятся уже полмесяца, и в них задействованы порядка 50 сотрудников. На данный момент запротоколированы 4 факта с песнями «не воспитательного характера».
Рэп и рок принимаются в Таджикистане неоднозначно. Многие ведомства объявили настоящую «войну» этим направлениям. Рок и рэп на центральных гостелеканалах запрещен, тем самым регулярно по телевидению эмоционально критикуются эти направления. Песни этих стилей также не включают в республиканские мероприятия и фестивали. Последняя политизация таджикского рэпа, по мнению наблюдателей, окончательно сдвинула его шансы на признание властями.
Таджикский рэпер Bazl (Василий Акимов) делает композиции в смешанном виде – речитатив на инструментальную музыку, своего рода смесь рэпа и рока. В его текстах также присутствует протест против системы. Рэпер согласен с мнением, что антипатия властей к этому жанру в последнее время в большей степени может иметь политическую подоплеку.
- Кто бы из власти хотел, чтобы появлялись на свет такие темы?!,- вопрошает Bazl, – Это то же самое, если газета «Азия-Плюс» выпустит «бомбовую» статью, и она станет занозой для политиков. То же самое и рэп на своем уровне: если выпустит политический трек, то он может взорваться, как бомба.
- Что касается пропаганды безнравственности и насилия, в большей степени, это так и есть,- считает Bazl. - В последнее время я часто слышу такой рэп. Такие исполнители и подрывают репутацию этого направления. Обычно качественный рэп, без мата, делают старые рэперы, которые начинали лет 5-10 назад. Они переходят на качественный уровень, в тексте и записи, стараются делать музыку для публики. Новые же исполнители, в основном, нацелены на своих сверстников, они в узких кругах и чтобы произвести впечатление, добавляют в свои треки матерщину, оскорбительные слова. А сейчас эти два вида – качественный и любительский – смешались, и поэтому подорвался авторитет всего направления. Нужно как-то разделять тот и этот рэп, также и с роком, который делают люди с душой. А запрещать, не разбираясь – не дело.
Политолог Шокир Хакимов считает, что власти боятся политического рэпа, считая его фактором усиления протестного настроения.
- Такое явление можно было встретить и в советское время, когда граждане и творческие люди старались формировать общественное мнение, обращать внимание на различные проблемы. Как правило, таких представителей искусства преследовали власти, их называли диссидентами, хотя они пользовались популярностью и имели свою аудиторию, - говорит политолог. - То, что в последнее время начал появляться рэп, имеющий политический характер, с политическим содержанием, свидетельствует о том, что в такой форме конкретные исполнители или водители решили выражать свой гражданский протест. Существующий режим с опасением реагирует на такого рода самодеятельность и творческую инициативу, поскольку это может привести к усилению протестного настроения.