Совет улемов Исламского центра Таджикистана считает, что действия Амонуллозода во время поминальной молитвы были правильными. Независимые эксперты спор двух известных духовных лиц на похоронах называют тревожным сигналом, поскольку подобное уже было в 90-е годы прошлого столетия.
Глава Совета улемов Таджикистана Саидмуккарам Абдукодирзода говорит, что согласно ханафитскому мазхабу, когда есть имам-хатиб мечети, сархатиб района или муфтий, другой человек не имеете права проводить религиозное мероприятие.
Муфтий заявил об этом, прокомментировав инцидент, когда два известных в Таджикистане духовных лица - Эшони Нуриддинджон и Джамолиддин Амонуллозода - поругались во время похоронной молитвы. Каждый настаивал на том, что именно он должен читать джаноза (похоронную молитву).
«Тут нет места для спора. Стыдно, когда отдельные люди на похоронах заявляют, что именно они должны читать поминальную молитву. И когда эти люди (имам-хатиб района или сархатиб – прим. от редакции) рядом, то тут даже слова родных неуместны», - отметил муфтий.
Такого же мнения придерживается руководство Комитета по делам религии и упорядочению традиций и обрядов. По словам представителя Комитета, Амонуллозода ввел себя согласно шариату, закону и уставу религиозных объединений, и эта тема не стоит обсуждений.
Напомним, согласно уставу религиозных учреждений, которые были разработаны вместе с Комитетом и Исламским центром, с трибуны мечети может выступить только ее имам-хатиб.
По словам члена высшего политсовета Партии исламского возрождения Таджикистана Хикматулло Сайфуллозода, именно зависть заставляет одних противится и вставать против других, заявляя, что он тут хозяин и решает, что и как делать.
«Это идет в разрез исламским ценностям, когда люди, которые идут на джаноза и хотят сказать какое-то наставление, а круги, которые не хотят этого, через своих наставников не позволяют им сделать этого. И сейчас мы разделяем улемов, которые подчиняются определенным кругам, и истинное духовенство, которые подчиняется воле этого народа. Все это ведет к недоразумениям», - отметил Сайфуллозода.
Ректор исламского института Сулаймон Давлатов говорит, что независимо от того, что есть политические разногласия, религия и религиозные деятели не должны терять свою святость. По его словам, там, где сейчас траур, не должно быть местом для разногласий.
«В демократическом обществе есть политическое разногласие. Но религия не должна терять свою святость. Религия не вещь для определенного количества людей», - отметил он.
Фаридун Хадизаде, эксперт по религиозным вопросам, говорит, что в этом случае виноваты обе стороны. По его словам, несмотря на то, что Эшони Нуриддин отошел, он все-таки спровоцировал конфликт, перед тем как подняться на трибуну, он должен был заранее это обговорить с имам-хатибом мечети.
«Я очень расстроился, увидев это в интернете. У меня пропало всякое уважение к обеим сторонам», - сказал эксперт.
Хадизаде считает, что в этот конфликт должны вмешаться Комитет по делам религии и Совет улемов, так как подобные споры были в 90-ые годы между мулло Абдурахимом и мулло Хайдаром.
«Это очень тревожный сигнал. Сначала люди начинают друг друга обвинять, потом делить людей на наших и не наших. Отсюда и размежевание, деление людей, уже даже не по регионам, а по сердцам», - добавил эксперт.
Между тем, как сообщало радио «Озоди», отдел МВД района Рудаки, где и произошел спор, не стал возбуждать уголовного или административного дела по данному инциденту. В отделе были допрошены все участники инцидента, это порядка 16 человек, по итогам разбирательства сотрудники правопорядка не подсчитали нужным привлекать участников спора к ответственности.