По сообщению СМИ, 9-летний таджикский ребенок по имени Ахмад участвует в боевых действиях в Сирии. Роми Сувайд, автор материала, который опубликован на арабском ресурсе «Elaph» утверждает, что Ахмад, помимо своего родного таджикского языка, владеет турецким, арабским и русским языками.
«Ахмад выступает в роли переводчика для бойцов, приехавших воевать в Сирию из Чечни, Турции и других стран, которые не знают арабского языка», - отмечает автор материала, добавив, что в свободное время мальчик играет со своими сверстниками.
Так, по словам автора, в различных регионах Сирии образованы малые и большие полигоны, на которых дети и юноши обучаются азам военного мастерства. Автор подчеркивает, что в настоящее время на стороне мятежников воюют дети из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Малайзии.
Между тем, недавно заместитель директора ФСБ РФ Сергей Смирнов сообщил, что в рядах сирийских мятежников воюют выходцы из стран ШОС. По данным сирийских источников, примерное количество граждан Таджикистана в Сирии - примерно 190 человек. В конце прошлого года Верховный суд Таджикистана приговорил троих жителей РТ за участие в гражданской войне на стороне оппозиции в Сирии к двум годам лишения свободы.
В свою очередь, Комитет по делам религии и упорядочению традиций и обычаев при правительстве Таджикистана заявлял, что в конфликтах в Афганистане, Пакистане и Сирии за последние годы убиты 14 граждан Таджикистана. Источник не исключает, что их количество может быть и гораздо больше, поскольку названное количество обнаруженных погибших - это только те граждане Таджикистана, чьи тела удалось идентифицировать.
Между тем, Генпрокурор Таджикистана Шерхон Салимзода назвал нереальными цифры, которые преподносит Комитет по делам религии по поводу возвращения студентов из исламских стран. В своем отчете, который распространил Генпрокурор 20 января, говорится, что, по данным уполномоченных органов, из 2 тыс. 625 граждан РТ, которые неофициально обучались в сомнительных религиозных вузах за рубежом, большая часть возвращена и остались на обучении только 241 человека.
«Прокурорские проверки на местах показали, что эти цифры нереальные. Исполнительные органы местных властей городов и районов и отделы по делам религии с целью улучшить показатели своей работы выдают желаемые данные за реальные показатели. В городах и районах мы проводили встречи со студентами, которые вернулись из-за рубежа, но на этих встречах присутствовало гораздо меньше молодых людей», - отмечает генпрокурор, добавив, что во многих случаях они не смогли найти себе работу или же не смогли устроиться на учебу и потому выехали в РФ или на прежнее место своей учебы.
Практика возвращения таджикских студентов из зарубежных медресе началась в 2011 году после того, как президент Эмомали Рахмон призвал родителей вернуть своих детей из исламских стран. «Вы думаете, они там станут муллами? Они станут террористами и экстремистами!», - заявил тогда президент Таджикистана. Такое резкое заявление глава Таджикистана сделал после того, как в стране было совершено несколько террористических актов.
Теперь молодые люди могут учиться в исламских странах только после окончания Исламского института Таджикистана – единственного в стране религиозного учебного заведения, где преподают каноны ислама.