Этот вопрос обсуждался в минувшую пятницу во время очередной встречи «Диалога цивилизаций». О роли интеллигенции говорили в частности и через политическую призму…
На мероприятии в частности выступили известный поэт Тимур Зульфикаров, режиссер-драматург Барзу Абдуразаков и доктор филологических наук, профессор Абдунаби Сатторзода.
Говоря о том, в чем заключается проблема таджикской интеллигенции, Т.Зульфикаров высказал мнение, что эта проблема взаимосвязана не только с внутренней проблематикой, но и внешней, что на все процессы, в частности, на интеллигенцию влияет то, что происходит во всем мире.
Режиссер Барзу Абдуразоков же считает, что вся проблема заключается в нас же. По его словам, если взять хотя бы драматургию, то, как минимум, она отстает от всего мира в развитии на 50 лет, все в нашей стране находиться в состоянии застоя.
- Не хотел говорить об этом сегодня, но скажу. Позавчера мне позвонил министр культуры Киргизии и предложил руководить кафедрой в Академии и двумя театрами - Русским драматическим театром им. Айтматова и академическим театром Абдуманонова. Я сказал, что подумаю. Весы, конечно, перевешивают в ту сторону, потому что я многие годы не могу получить здесь работу, кругом все закрыто. С этим сталкиваются и многие другие. Это боль, - говорит Б.Абдуразаков.
По его словам проблема таджикской интеллигенции не в «поганых американцах», «шпионских делах Узбекистана» или же в ком-то другом, никто не виноват, что мы находимся на низком уровне.
- В прошлом году я хотел поставить «Мунозиру» Абдурауфи Фитрат (А.Фитрат, узбекский поэт, писатель, драматург, журналист, учёный и общественный деятель культуры прошлого века, - прим. редакции), но мне сказали, что я лью воду на мельницу панктуркизма. Какая чушь?! В Коране есть сура «Пчела». Очень полезная сура. Уная нация это та, которая будет жить как пчела, которая вылетает из своего улья, набирает нектар в других местах, а потом прилетает обратно в улье и делает из этого нектара мед. Она никогда не будет брезговать и говорить это мое, а это неверного, ибо это признак деградации. Япония, создала автомобиль Хондай на основе старых американских автомобилей, хотя к тому времени бомбы были уже брошены на Херасиму и Нагасаки. Но не смотря на это, они не побрезговали, потому что нации учится, перерабатывает и отдает в люди. Умная нация всегда берет все с мира и переносит это на свою почву, - говорит Б.Абдуразаков.
По его словам проблема также в том, что нация перестала рефлексировать свою историю.
- В Бишкеке есть памятник возведенный жертвам репрессий 37-го года. Мы в своей истории тоже потеряли многих своих, и до революции 1917 года, и во время этой революции, и после, когда проводились репрессии, и во время войны отечественной, и после этой войны. Но вы видите где-нибудь отражение этих событий? Мы только что потеряли 150 тысяч человек. 150 тысяч человек, господа! 27 июня отмечаем День примирения, проводим парады, бегаем по стадиону, машем флажками, но вы хоть раз слышали бы была минута молчания в память об этих жертвах, чтобы весь стадион, вся страна встала, как в Израиле в день холокоста? Господа, вы это видите? Я нет. Вы видите рефлексию этой нации - вашей нации, моей нации? О какой драматургии может быть речь, когда мы так забывчивы? Когда представитель интеллигенции в газете «тыкает» мне (о критической статье в адрес Б.Абдуразакова в газете «Джумхурият», - прим. ред.), указывая этом читать Фирдоуси, читать историю, но при этом он не приводит мне ни один современный литературный документ, где описывалась бы трагедия моей страны. Я как-то сказал, что гением нации будет тот, кто покажет, как на самом деле сегодня живет таджик, о чем он думает, кто он есть, какой он есть. Ни полу-узбек, ни полу-русский, ни полу-что-то, ни полу полу. Покажи мне его, чтобы я заплакал. Покажи мне его, чтобы я изрыдался, читая этот роман или повесть. Покажи его мне так, чтобы я три дня не пришел в себя... Нет этого. А это можем мы, интеллигенты, рефлексирующие, понимающие, творящие невзирая ни на что можем сделать…Где та интеллигенция, режиссер или драматург, который бежит с папкой под мышкой и говорит: «Дайте мне сцену, и я переверну весь мир»? Нет. Господа, мы живем в скучное время. Не в переходное, а скучное время, где всех нас окружают люди совершенно не любопытные, ни к собственной нации, ни к богу, ни к миру, ни к чему. Я уверен, что зайдешь в Союз писателей, там сто кабинетов, зайдешь в эти 100 кабинетах кроме чаепития, и лак-лак (болтовни) ничего не увидишь. В любом театре за кулисами, как в репетиционном зале, поэтому я никуда больше не хожу, - говорит Б.Абдуразаков.
Профессор А. Сатторзода, в свою очередь привел свое видение того, каким должен быть интеллигент. По его словам грамотность, наличие диплома, одежда, галстук, работа в государственных учреждениях, не являются основным критерием для интеллигента. По его словам, истинным интеллигентом можно считать того, кто думает и работает в интересах нации. Это человек имеющий честь и достоинство, и который не позволит себе быть «нечестным, бессовестным, бесчеловечным, самолюбом, без принципа, двуличным, трусливым, лживым, приспособленцем, подхалимом, льстецом, конъюнктурщиком, стремиться к выгоде, невежественным, необразованным, некультурным и тот, кто страдает местничеством».
По его словам, за последние два века к тем, кто заслужил быть названым таджикским интеллигентом относится Садриддин Айни, Абдулкодир Мухиддинов, Шириншо Шотемур, Чинор Эмомов, Нусратулло Махсум, Нисормухаммади Афгон, хотя и был афганцем, Аббос Алии Эрон-ул-Аср, Бободжон Гаффуров, Мирзо Турсунзода, Сотим Улугзода, Абдусалом Дехоти, Мухамадчон Шакурии Бухорои, Лоик, Махмуджон Вохидов, Ато Мухаммаджонов, Фаррух Косимов, Тохир Абдуджаббор. При этом профессор считает, что в сегодняшнем таджикском обществе тоже есть отдельные люди, которых можно причислить к интеллигенции.
Профессор Сатторзода также отметил, что сегодня в таджикском обществе интеллигенция не сформирована, как отдельная группа.
- Ни в прошлом, ни сегодня интеллигенция не определилась как отдельная группа, или слой. Она всегда проявлялась и проявляется в лице отдельных личностей. В этом и причина, что они единичны. Если бы существовала группа, то многие проблемы не прошли бы мимо, не смогли бы их игнорировать, закрывать глаза. Формирование отдельного слоя в свою очередь не получается потому, что в нашем обществе до сих пор не сформирована линия создания единой нации и национального самосознания. А этого добиться без государственной программы невозможно. Этот вопрос должен рассматриваться на уровне государства, - считает А.Сатторзода.
Известный журналист Умед Бабаханов высказал мнение, что интеллигент в первую очередь должен иметь нравственные принципы.
- Мы можем отнести к интеллигенции и госслужащих. В беседе с некоторыми должностными лицами я задавал им вопрос: в каком случае вы готовы уйти в отставку? Их этот вопрос удивлял. Мол, почему я должен уходить в отставку? Говорили, что их назначал президент, поэтому когда он решит их снять, тогда они уйдут. Признаться, я ожидал услышать другое, что они уйдут в отставку, если в их работе будет большой недостаток, или же ими, пусть невольно, был нарушен закон. Но такого они не допускали. То есть здесь мы видим отсутствие нравственных принципов. Они отсутствуют и в целом в обществе. Например, в прошлом году в Грузии достоянием общественности стала запись из тюрьмы, на которой заключенный подвергся пыткам. Сотни представителей интеллигенции из-за этого вышли на митинг. Они собрались у президентского дворца в знак протеста. Президент вышел к ним, извинился, а все руководители ответственных структур были сняты с должности. У нас же газеты о таких случаях пишут постоянно, но никто, кроме родных жертв не говорит об этом. Интеллигенция молчит. Соответствует ли это нашим нравственным принципам? Мы принимаем это? Если нет, то значит мы должны донести это до правительства. Если да, то признать, что мы принимаем это. Аналогичная ситуация и с коррупцией. Мы стали воспринимать это как нечто естественное, хотя это противоречит и исламским принципам, и законам государства. На мой взгляд, в таких случаях бить в колокола должна именно интеллигенция, - считает У.Бабаханов.
При этом он отметил, что даже в тех случаях, когда президент готов выслушать мнение интеллигенции, она проявляет пассивность или же молчит. Например, в 2008 году в стране была аномальная зима, и даже новорожденные погибали в роддомах в связи с этим. В том году, на встрече с интеллигенцией президент сказал, что знает об этих проблемах, и готов эту боль народа услышать из уст интеллигенции, но вместо того, чтобы поднять и обсудить эту проблему, представители интеллигенции подняли свои материальные проблемы. Кто-то просил средства на издание книги, кто-то просил для своего Союза автобус, кто-то дачу, но никто не поднял проблемы. В результате президент сказал, что огорчен этой встречей, так как ожидал от нее другого.
По мнению профессора Ибрагима Усманова, таджикская интеллигенция действительно нерешительна, и тому есть историческая и религиозная составляющая.
- К сожалению, наравне с величием, которое несет Ислам, он повлиял на наше сознание, он сделал нас боязливыми. Но формула интеллигента, на мой взгляд, должна быть в том, что он не должен быть от кого-то или чего-то зависим. Он всегда должен доносить правду, и называть вещи своими именами, а не говорить и называть вещь сегодня одним, а завтра другим именем. Есть такая притча. Сын одного падишаха пытался занять место отца. Один из придворных поэтов, не зная, каким может быть исход их борьбы, написал сразу два стихотворения - один на случай, если победит принц, а другой на случай, если победит падишах. Он хранил их при себе. Победил падишах, и когда поэта вызвали, чтобы он прочитал ему что-нибудь, он по ошибке вытащил стихотворение, посвященное его сыну-врагу. Поэта после этого казнили. Поэтому интеллигент не может говорить сегодня одно, а завтра другое…Мы должны для себя определить, можем ли мы принести пользу этому обществу, или нет? Наша польза должна быть принесена правдой, или ложью? Что из них полезнее обществу? Если мы решим, что ложь может спасти нацию, то мы все должны лгать. Но если мы решим, что правда может помочь тому, чтобы исправить нашу ошибку, значит, мы должны придерживаться этой точки, - считает И. Усманов.