Студентам Московского госуниверситета дизайна и технологий, обучающимся по президентской квоте «Дурахшандагон», уже третий месяц не перечисляются деньги за обучение и проживание. По этой же причине не выплачивается и стипендия.
Ребята решили письменно обратиться за помощью напрямую к президенту страны.
«Уважаемый господин Президент! Я не единственный, кто пишет Вам письма, поэтому я буду краток, и надеюсь, Вы это одобрите, - пишет студент третьего курса Осим Масамиев. - Господин президент, я обучаюсь уже 3-й год в Московском вузе, учусь по президентской квоте «Дурахшандагон». Как Вы знаете, нас - студентов, которые учатся за рубежом по подобной квоте, свыше 50 (точно, к сожалению, не знаю). И все мы по контракту выполняем условия договора. Студенты «Дурахшандагон» имеют право на стипендию, которую мы получаем ежегодно. Но проблема в том, что мы эту стипендию не получаем вовремя. Также несвоевременно оплачиваются обучение и проживание в общежитии, из-за чего нам грозят отчислением из университета.
По договору, до 10 сентября эти вопросы должны были решиться, но уже как 3-й год моего обучения здесь они затягиваются до декабря. Нам переводят все средства с опозданием на 3 месяца. На протяжении этого промежутка времени нам бывает нелегко. К огромному сожалению, мы тут не можем работать, нам в “международном отделе” не дают “разрешение на работу”, ссылаясь на то, что мы стипендиаты “Дурахшандагон” и должны только учиться. Но порой бывает трудно…
Я прошу Вас быть справедливым по отношению к этому вопросу».
Ждем понедельника…
Прокомментировать это письмо мы попросили начальника управления международных отношений Минобразования Амрохона Алиева.
- Факт, указанный в письме, может наблюдаться в отдельных случаях. Я уже с этим сталкивался, но это не система. Буквально вчера (20 ноября) на совещании премьер-министр поднял вопрос оплаты обучения наших студентов, где ему было доложено, что на сегодняшний день задолженности по оплате обучения и стипендиям нет.
Вообще необходимо изменить порядок оплаты и перенести ее на начало года.
В случае с Осимом Масамиевым могу лишь сказать, что если и была указанная задержка с выплатой, то это единичный случай, и спасибо ему за то, что он об этом написал.
…На следующий день, 22-го ноября, Осим Масамиев сообщил редакции «АП», что ни он, ни его знакомые-однокурсники денег так и не получили…
- Возможно, кто-то и получил стипендию, но ни я и ни мои знакомые. Сегодня мне позвонили с международного отдела "Дурахшандагон" и обещали, что до понедельника все будет решено. Ждем понедельника, - сказал Масамиев.
МЕЖДУ ТЕМ:
Количество «квотников» будет расти
В чем причина, что большинство студентов, проходящих обучение за рубежом, обучается именно в российских учебных заведениях?
Об этом «АП» рассказал начальник управления международных отношений Минобразования Амрохон Алиев:
- Мы отдаем приоритет российскому образованию, и этому есть ряд причин. В России и Таджикистане учебные программы практически одинаковые, и не надо ничего переделывать.
Государство уделяет этому вопросу большое значение. Так, например, было дано указание увеличить число студентов, желающих обучаться в России, в два–три раза.
Еще одна причина, почему делается акцент на российские вузы - это отсутствие так называемых подкурсов. Например, чтобы обучаться в вузах Казахстана, необходимо пройти годичные подкурсы и только затем, сдав экзамены, можно стать студентом первого курса. Практика показывает, что почти половина кандидатов в студенты после прохождения подкурсов не сдают вступительных экзаменов и возвращаются обратно…
Также и с Ираном. Сейчас там проходят подкурс 250 наших молодых людей, и неизвестно, сколько человек продолжит обучение в вузах этой страны.
Все идет к тому, что будет принято наше предложение: чтобы приемная комиссия выезжала в Таджикистан и уже здесь, после отбора кандидатов, зачисляла наших студентов сразу на первый курс.
- Как проходит процесс отбора будущих студентов?
- В силу того, что приезжающие в Душанбе абитуриенты сталкиваются с такими проблемами, как размещение в столице, это снижает охват потенциальных студентов, и мы решили использовать такой метод, как выездная комиссия. Мы отправили преподавателей российских вузов на Памир, в Согд, Хатлон. В одном только Хатлоне комиссией были отобраны свыше 250 человек. В следующем учебном году мы надеемся, что эта практика выездных комиссий будет более упорядочена. В Казань мы отправили 100 человек, ректор лично с ними беседовал и после этого признал слабую подготовку 10 кандидатов, но они остались на подкурсах. И это опять-таки за счет Российской Федерации. Казанский университет - один из самых престижных вузов в России, и уже в следующем учебном году здесь готовы принять 200 наших студентов.
- Вас не беспокоит, что некоторые студенты, окончив вузы за рубежом, остаются там работать?
- Мы согласны, пусть остаются. Ничего в этом страшного нет. К нам нередко приходят письма из различных вузов России о том, что они оставляют для получения дальнейшего образования того или иного студента. Пусть они продолжают обучение в магистратуре, аспирантуре. Наш министр всегда дает на это согласие. Это будущий молодой специалист, и у него в Таджикистане остались родственники, друзья. И работая в России, он им будет помогать. Пусть становится там известным ученым, доктором, это нам только плюс.
Нас больше беспокоит низкая информированность наших граждан в отношении вопроса о студенческих квотах. Эта возможность получения образования, к сожалению, не пропагандируется. Хотя даже президент в своем последнем выступлении, затронув вопрос об образовании, подчеркнул, что хорошо, когда несколько тысяч наших граждан обучается за рубежом, и выразил уверенность, что их число будет расти.
В этом году по квотам по линии Министерства образования выехали на учебу 2460 человек. В прошлом году эта цифра была в два раза меньше – 1260 человек. Только в Россию в этом году убыли порядка 1500 человек. Мы предполагаем, чтобы в следующем учебном году, т.е. в 2014 -2015, это количество увеличится вдвое. Дело в том, что в 2013 году мы пригласили представителей 18 российских вузов и провели с ними совещания с участием министра и его заместителей. В 2014 году мы хотим повторить эту практику и в начале года встретиться с представителями еще большего числа вузов России.