Или Почему дети высокопоставленных родителей порой попадают в криминальную хронику?
Благодаря 16-летнему Расулу, имя его отца, одного из близких людей президента Эмомали Рахмона - Амонулло Хукуматулло, вновь попало в первые строчки информационных сообщений.
В связи с трагической аварией в ночь на 9 октября, в которой погибло 3 человека и пострадало столько же, участником которой был Расул, Амонулло Хукуматулло был вызван для дачи показаний в МВД. Последний месяц пресса бурно обсуждает подробности той аварии, критикуя, как само обстоятельство трагедии, гибель невинных людей, так и факт нахождения за рулем дорогого автомобиля водителя-подростка в 2 часа ночи в городе. За последние три года имена детей главы ТЖД два раза становятся предметом обсуждения в прессе.
Несмотря на то, что высокопоставленные чиновники, подобно статье о своих доходов, не желают афишировать подробности личной жизни, порой, самые нежелательные поступки детей выставляют их не в лучшем свете. В 2011 году пресса узнала о Рустаме Хукумове, старшем сыне главы ГУП Таджикская железная дорога, который после двух лет пребывания в российской тюрьме добился оправдательного приговора по обвинению в контрабанде наркотиков на территории России.
Имена детей известных и влиятельных в обществе людей, высокопоставленных сотрудников власти периодически появляются в прессе наряду с именами простых смертных. В 2011 году сообщали о сыне судьи Верховного суда Фарходе Абдуллоеве, осужденного за наезд на пешехода, таким же образом в сводки МВД и прессы просочилось имя сына экс-секретаря Совбеза Амиркула Азимова. В сентябре 2013 года стало известно о задержании сына и невестки посла РТ в Минске Козидавлата Коимдодова. По последним сообщениям, дело невестки – Муштари Муборакшоевой, подозреваемой в попытке контрабанды 2,5 кг героина, передано в суд.
Многие задаются вопросом о том, каким образом дети, выросшие в полноценных семьях, в достатке и изобилии, попадают в криминальные сводки. Есть мнение, что не все отпрыски высокопоставленных чиновников отличаются хорошим образованием, талантом и желанием развиваться и работать над собой.
Журналист Орзу Исоев уверен, что главная проблема детей высокопоставленных чиновников – отсутствие внимания родителей, которые, как правило, занятые собой и решением государственных дел, зачастую забывают о любви, внимании, нарекании, критике и заботе о потомках.
«Вряд ли кто-то из них проверяет тетради и дневник своего ребенка или спрашивает о том, как он учится в школе. То, что многие из них с высоких трибун призывают к процветанию общества, никак не вяжется с их реальной жизнью», говорит журналист. Кроме того, некоторые чиновники, наряду с основной или официальной семьей, вопреки законам, содержат свои вторые и третьи семьи, где, в итоге, больше всего страдают именно дети, потому что они лишены всякого человеческого внимания родителей. «Многие из них совсем не знают, о чем думают и как видят свое будущее их дети», уверен Орзу.
Шахбоз, который смог своими усилиями поступить в один из российских вузов, рассказал в беседе с радио Озоди, что вместе с ним в Москве обучалось большое количество ребят из Таджикистана, в основном, дети членов правительства. «Я удивлялся тому, насколько ограничен их интерес к жизни, они не строят планы на будущее, не думают о том, кем могут стать и что для этого нужно сделать сейчас. Они очень примитивны, интересуются лишь внешним видом, дорогими машинами и тому подобное». По словам этого молодого человека, лишь один парень из большого количества детей таджикских чиновников запомнился ему положительными качествами целенаправленного и серьезного человека, «из которого выйдет толк».
Наш короткий диалог с некоторыми высокопоставленными родителями показал, что многим из них действительно небезразлично будущее их детей и им не хотелось бы срамиться за их проступки. Один из них Мирзошохрух Асрори, отец четверых детей, считает, что чаще всего дети копируют поведение своих родителей и поэтому очень важно не забывать об этом и стараться давать правильный пример своему ребенку. «Конечно, у меня очень часто не хватает времени на детей, но я стараюсь хотя бы на выходные восполнять недостающее им внимание, проводить с ними и с внуками время, общаться и быть в курсе их жизни», говорит министр культуры Таджикистана.
По мнению других собеседников, быть сыном или дочерью высокопоставленного сотрудника власти это, прежде всего, ответственность, как для родителей, так и для их детей. «К ним приковано больше внимания и поэтому сами министры и другие чиновники должны прививать в своих детях уважение к обществу, к законам и традициям той среды, в которой они растут», считает журналистка Лола Саидакбар. Она возмущается каждый раз, когда слышит, что по закону об ответственности родителей в очередной раз наказали какого-то простого жителя, или женщину, торгующую семечками и не сумевшую обеспечить сына одеждой, чтобы тот посещал школу.
«Как это растолковать? Бедная женщина итак находится в тяжелом положении, ее еще теребят и наказывают за проступки сына, а министра, чей сын совершил реальное преступление, никакой ответственности не несет. Надо понимать, что такое избирательное отношение к людям, в первую очередь, подрывает доверие людей в правосудие, в правоохранительные органы страны».
Автор блога на сайте «Азия-Плюс» Бахриддин Каримов, кстати, некогда сын высокопоставленных родителей, размышляющий на эту же тему, советует занятым государственными делами отцам обязательно находить время для своих детей. По словам автора, откровенные беседы и размышления на самые серьезные жизненные темы могут помочь ребенку пойти по правильному пути и необязательно оборачивать воспитание в скандалы и крики, просто нужно стараться быть хорошим примером для своих детей, считает он.
Зарангез Наврузшох, радио Озоди