От газеты и ее редактора требуют, чтобы в пользу истцов - только троим из них - были выплачены 200 тысяч сомони. Моральную выплату за причиненный ущерб деловой репутации, говорится в исковом заявлении, должны получить Аскарали Раджабов, Дильбар Абдиева и Хикмат Рахматов. Именно они считают, что публикация Ольги Тутубалиной нанесла им моральный ущерб.
В то же время представитель истцов Рустам Устобоев подчеркнул, что пять творческих союзов, в том числе Академия наук и Союз писателей, желают всего лишь, чтобы Тутубалина принесла им извинения.
Он заявил, что «в газете «Азия-Плюс» была опубликована статья, оскорбляющая честь, достоинство и деловую репутацию большой части людей, каждого интеллигента Республики Таджикистан». Но в суд, по его словам, обращаются конкретно юридические лица, которые не защищают всю интеллигенцию, а защищают именно свою деловую репутацию». «Поэтому прошу суд удовлетворить исковое заявление, извиняюсь, говно оно и в Африке говно», - сказал он.
Претензии истцов относятся, по его словам только к фразе - «Интеллигенция - это не мозг нации, это ее говно», которую О. Тутубалина использовала в своем частном мнении - «Неинтеллигентно об интеллигенции», («АП», №40 от 30 мая 2013).
Устобоев отметил, что он поддерживает прежнее ходатайство о том, чтобы была проведена лингвистическая экспертиза слова «говно».
«Неоднократно с нашей стороны подавались ходатайства с истребованием доказательств у стороны ответчика, что это было письмо Ленина. Мы просили принести или заверенную копию письма Ленина или оригинал, чтобы убедиться, что данное выражение действительно есть в письме. Сторона ответчика не смогла представить данное письмо и это основание признать факт бесспорным, что такого письма нет вообще в природе, где есть это слово».
Также, он заявил, что у истцов есть сомнения в том, что О. Тутубалина является журналистом: «Утверждение ответчиков о том, что Тутубалина является журналистом также не нашло свое подтверждение»…
Представитель газеты и О. Тутубалиной – Иноят Иноятов в первую очередь вновь поддержал ходатайство о том, чтобы истцы предоставили суду документ, доказывающий, что они могут представлять интеллигенцию. И задал Устобоеву вопросы. Из пятидесяти вопросов последний ответил лишь на двадцать.
Например, на следующие вопросы, представитель истцов ответить не смог:
«Кто именно из партнеров отказался от сотрудничества с Союзами и Академией наук из-за этого мнения?» (в иске об этом говорится, - прим. ред.)
«Почему сумма иска составляет именно 200 тысяч сомони?»
«Какой конкретно ущерб понес, и моральный вред получил каждый из истцов в результате опубликованного мнения?»
По последнему вопросу Устобоев отметил: «Придет кто-нибудь к писателю заказать песню про любовь, и скажет: «Если вас назвали говном, пусть тогда мне другой писатель пишет».
На вопрос: «Существует ли в таджикском законодательстве такое понятие, как «интеллигенция?», Устобоев ответил – «Нет».
- Названы ли в мнении О. Тутубалиной Академия наук или Союз писателей и другие?
- Нет.
…В завершении Иноят Иноятов представил в суд ходатайство, чтобы на следующее заседание суда, которое состоится 18 октября, пришли сами истцы, чтобы ответить на вопросы адвоката. «Мы хотим видеть Мамадшо Илолова, Мехмона Бахти, Дильбар Абдиеву и других, чтобы они ответили на вопросы, на которые мы не получили ответов», - отметил И. Иноятов.
Ранее представитель ответчиков подал в суд района Фирдавси возражение на указанное исковое заявление. В возражении было подчёркнуто, что поданный иск является необоснованным, не правовым и правоущемляющим.
Причина иска - мнение Тутубалиной является критически - аналитическим и основано на личных мнениях, мыслях и убеждениях автора статьи. За выражение мнения и мысли нельзя привлекать журналиста к правовой ответственности, так как это запрещено Конституцией РТ и международно-правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан, отмечалось в возражении.