На следующий год придумана реформа таджикской милиции. Долго думали власти об этом, пока ОБСЕ не пообещала им грант. Скоро это будет полиция. Меняется название, но сменится ли принцип работы? Перестанет ли человек в форме чувствовать свое превосходство над гражданскими и начнет соответствовать военному уставу или по-прежнему милиция будет олицетворяться с человеком, несущем в себе угрозу.
О проблеме взаимоотношений сотрудников милиции и граждан наши газеты писали уже не раз, но меняются министры, а проблема все там же. Наоборот создается впечатление, что стало хуже, то один задержанный «упал со второго этажа» и насмерть, то другой. Виновные отделываются выговорами. Вот с этим сейчас и ассоциируется наша милиция – выговор взамен смерти.
Давно назрела необходимость создания Общественного совета при руководстве МВД и районных управлений, но милиция не спешит. Конечно, ведь еще не дали грант на это? Зачем бесплатно исполнять законность? Проще пытать людей, давить на психику, чтобы получить какие-то дивиденды. А дивиденды очевидно неплохие. Достаточно в день проведения собраний в МВД постоять у ворот, и воочию увидеть на каких «каретах» приезжают туда генералы и полковники. Самая дешевая машина тянет на 20 тысяч долларов, а попадаются и последние новинки по 50-60 тыс. долларов. Откуда на милицейскую зарплату у них такие машины? Этот вопрос министра А. Каххарова видимо никак не волнует. Может потому, что его сын тоже обладатель дорогого джипа?
Начальник ГАИ республики разъезжает на «Хьюндай Соната» 2011 года. Зачем простому госслужащему такая роскошная машина? Вон на рынке продаются по 2 тыс. долларов добротные ГАЗ 2410, без каких-то проблем на сжиженном газе (нужно экономить казенный бензин). Первое о чем думает каждый новый начальник в милиции, как бы улучшить свой быт. За счет средств ведомства, конечно, а значит за счет налогоплательщика.
Мы содержим на свои деньги тех, кто наши же права нарушает. А нарушаются они со стороны той же ГАИ и спецподразделения «Вохидимахсус…» каждодневно, просто большинство водителей соглашаются с их давлением и предпочитают откупаться, чем идти до конца и отстаивать свои права в суде и в прокуратуре. Большинство предпочитают уступать «человеку в форме», предпочитая терпеть. Но ведь копится мощный негативный потенциал.
Джамшед Ульмасов, гендиректор ИА «Авеста» рассказывает случай из своей недавней практики общения с людьми в форме.
- На днях я оставил машину рядом с въездом в здание фирмы «Шамъ» рядом с проспектом Рудаки, - говорит он. - Это не тротуар и не проспект «красной линии». Место, где все приезжающие сюда ставят свои машины каждый день. Выхожу, и вижу, что нет госномеров. Сняли, а никакой записки не оставили. Иди и ищи их. Куда меня только не направляли, включая знаменитый 27-й кабинет ГАИ города, никто про номера не знает. И только на третий день поисков выяснилось, что госномера в руках кого-то из «вохидимахсус» и сняли их, как я понимаю, «профилактически», чтобы никто не ставил машины там, где будет проезжать президент.
Ульмасов не единственный, кто задается вопросом зачем вообще существует это подразделение «вохидимахсус». Участники таджикского форума в одной из тем обсуждения ГАИ приводят много жалоб на незаконные или нелогичные действия сотрудников «вохидимахсус» и объясняют их работу только одним смыслом – они поставлены по проспекту Рудаки для того, чтобы создавать максимальные проблемы рядовым автолюбителям, и открыть эту «красную трассу» только для руководства страны и их родственников. Остальные должны главную трассу объезжать стороной. И объезжают, потому что проехать по проспекту Рудаки и не быть остановленным «вохидимахсус», это большая удача.
Журналист Зафар Абдуллаев уже не раз призывал власти ликвидировать «вохидимахсус», а также провести реальные реформы в ГАИ. Он со своими коллегами создали Общественную комиссию по надзору за силовыми структурами, которая пока встречает непринятие со стороны руководства таких структур.
- Весь последний год мы уделили работе с МВД, как структуре имеющей наибольший контакт с гражданским обществом, - говорит Абдуллаев, - пытались найти точки соприкосновения с руководством милиции, чтобы начать поэтапный процесс реформ. Увы, можно сказать, что все это время мы ходили по кругу и никакого прогресса так и не увидели. К сожалению, все больше убеждаюсь в правоте экспертного мнения, что министр г-н Каххаров не самостоятельная временная фигура. Ничего из того, что было обещано сделать для сотрудничества с гражданскими структурами, включая создание Общественного совета сделано не было. Нам банально предлагают «корочки» внештатников, чтобы те, кто много «выступает» успокоились. Никакими реформами не пахнет. От личности начальника оказывается ничего не зависит, каждый лишь пытается выживать на новом теплом кресле и заботиться лишь о том, как бы удобнее устроить своих родственников в хорошие места…
Он отмечает, что в странах, где были проведены реформы милиции и ГАИ давно на пути прогресса. К примеру, в Грузии не побоялись вообще расформировать ГАИ, а состав милиции полностью обновили молодежью. В итоге число нареканий там снизилось до мизера. В России на которую так внимательно всегда смотрят наши милицейские начальники и все копируют у них, тоже уже проведены ряд реформ. В частности, наконец-то, отменили наследие советского прошлого – техосмотр автомобиля.
В РФ принят новый кодекс поведения инспектора ГАИ, согласно которому любое иное обращение, кроме как на «Вы» к гражданину считается серьезным нарушением. Там автовладельцу можно и нужно доставать фото и видеокамеры, фиксировать разговор синспектор на видео, разрешается спорить и более, того стороной, которая должна быть максимально терпеливой и конструктивной – это должен быть сотрудник милиции.
Все верно ведь вся власть в первую очередь олицетворяется с сотрудниками милиции. Общество должно видеть в них свою опору и защиту, а не испытывать страх и недоверие. А последние результаты исследования Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана показали, что милиция и сотрудники ГАИ – самые первые в рейтинге общественного недоверия. Что еще нужно главе государства, руководству милиции, чтобы сделать выводы? Может пора начать реальные реформы?
В свою очередь, также очень важная позиция самого общества. Рядовые граждане, автовладельцы должны уже активнее защищать свои права, потому что без этого в органах внутренних дел процесс реформ не пойдет.
- Обществу пора консолидироваться для того, чтобы громко заявить о своих правах, - добавляет Абдуллаев. – Как показала моя практика борьбы с нарушениями законности и превышением служебных полномочий со стороны ГАИ, доказать свою правоту можно, главное все правильно юридически оформлять и идти до конца.
На днях инициативная группа из числа главных редакторов ряда СМИ, а также иных активистов соберутся для обсуждения перспективы создания Общественного движения в защиту прав автовладельцев. В стране почти один миллион владельцев авто, а их правами всерьез никто не занимается. Если удастся создать такое консолидированное движение, то это может стать началом позитивных реформ не только в этой сфере, но и в целом в государстве. Ну, и конечно – создание Общественного совета при МВД и других силовых структурах – это нужно делать как можно быстрее.