Президент Рахмон в очередной раз просит Россию направить в Таджикистан учителей русского языка, пообещав им достойную зарплату и жилье.
Сможет ли страна с незавидным состоянием экономики позволить себе зарубежных специалистов? И что делать отечественным учителям?
РОССИЙСКИЕ СМИ со ссылкой на главу Россотрудничества Константина Косачева пишут, что Эмомали Рахмон приглашает российских учителей поработать в таджикских школах республики, пообещав обеспечить их жильем и хорошей зарплатой. По сообщению «Интерфакса», Косачев в беседе с журналистами в Москве заявил, что Эмомали Рахмон просил Россию направлять в Таджикистан преподавателей русского языка и предметников, ведущих работу на русском языке. «По словам президента Таджикистана, каждая из 4 тыс. средних школ готова принять как минимум одного преподавателя из России, и он пообещал обеспечить их жильем и зарплатой», - отметил чиновник.
Согласно данным ФМС РФ, на территории России на конец лета этого года находилось около 1 млн 230 тыс. граждан Таджикистана.
Напомним, что в прошлом году согласно договоренности между Минобразования Таджикистана и Минобрнауки России к началу 2012/13 учебного года в нашу страну должны были прибыть около 300 преподавателей, чтобы обучать таджикских школьников русскому языку, но они так и не приехали. Тогда в управлении международных отношений Минобразования РТ, комментируя эту ситуацию, привели маловразумительные доводы: что, мол, в апреле прошлого года договор был подписан бывшим главой Минобрнауки Андреем Фурсенко, а спустя месяц на посту министра его сменил Дмитрий Ливанов, который вроде как был не в курсе дела…
Но разговор о другом.
Зачем мы, в принципе, зовем к себе зарубежных специалистов? Нет своих кадров?
С этими вопросами мы обратились в Минобразования.
История вопроса
ГЛАВНЫЙ специалист Управления дошкольного и школьного среднего образования Зулайхо Сафарова рассказала, что в прошлом году инициатива о направлении учителей из России в Таджикистан исходила от российской стороны, в рамках целевой программы «Русский язык». Эта программа направлена на поддержку российской культуры и русского языка, расширение содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и языковой самоидентификации, а также на международное гуманитарное сотрудничество.
- Нам удалось направить полсотни учителей в Москву для прохождения курсов повышения квалификации. Все расходы оплачивались российской стороной. Первоначально курсы планировались для двухсот таджикских учителей, но позднее их число было сокращено. В связи с большими расходами было принято решение проводить краткосрочные курсы в Таджикистане, и они проводились специалистами ведущих российских вузов в регионах республики, - говорит специалист
По ее словам, в прошлом году из Минобрнауки России поступило письмо о готовности отправить выпускников вузов для работы в течение одного учебного года в Таджикистан. Специалистами был изучен этот вопрос, был составлен график распределения ожидавшихся выпускников по местным райцентрам. Дорожные расходы и заработную плату брала на себя российская сторона. На таджикскую сторону возлагалось трудоустройство и обеспечение местом жительства.
- Министерство выполнило техническую сторону, мы заявили о готовности принять 220 российских учителей, с учетом нехватки кадров в регионах. Так, по подготовленной разнарядке запрашивалось: учителей английского языка - 40, математики - 22, физики -14, химии - 8, биологии и географии - 15, учителей начальных классов - 21. Соответственно, направили письма руководителям районов с просьбой проконтролировать готовность к размещению и трудоустройству российских учителей. Но наш запрос в Минобрнауки РФ остался безответным.
Сегодня З. Сафарова считает вполне реальной информацию о готовности принять 4 тысячи российских учителей.
- В вузовских группах с русским языком обучения, в отличие от таджикских групп, по тем или иным направлениям попросту не набирается необходимое число студентов, их попросту нет, - поясняет она.
По данным Минобразования, педагогов - специалистов русского языка готовят Таджикский госуниверситет, Российско-Таджикский (Славянский) университет, Институт языков, Таджикский педуниверситет, а также университеты в Кулябе, Курган-Тюбе, Хороге, Худжанде, Дангаре, Раште, Пенджикенте.
Махмудхон Шоев, руководитель пресс-службы министерства, сообщил, что данные о количестве требуемых учителей для школ, в том числе и с русским языком обучения, будут установлены во второй половине октября, по результатам работы комиссии Минобразования в регионах республики и по представлении отчетов образовательными учреждениями.
Политический оттенок и реальные возможности
В ИНТЕРВЬЮ российским СМИ бывший депутат Госдумы от «Справедливой России» Семен Багдасаров заявил, что сейчас в Таджикистане остались 30–40 тысяч русских, причем преимущественно пожилого возраста, тогда как до гражданской войны начала 90-х там проживало до 600 тысяч русских.
Заявление Рахмона он связал с предстоящими президентскими выборами, желанием затянуть вопрос с повышения пошлин на ГСМ.
Также он поставил под сомнение вопрос обеспечения заработком российских учителей государством, которое ничего не производит.
Таджикские политологи также считают данное предложение Рахмона больше политическим ходом. Так, Абдугани Мамадазимов говорит, что, приглашая российских учителей перед президентскими выборами, Рахмон решил сделать некий добрый жест по отношению к России на фоне снижения имиджа таджикских властей, связанного с несогласованностью по некоторым вопросам.
- Это предложение, конечно, можно поддержать, но его реализация невозможна. Таджикистан не сможет обеспечить достойное проживание и обеспечение зарплатой российских учителей. Учителя в России в среднем получают по 600$, для Таджикистана это высокая зарплата. Думаю, в первую очередь Таджикистану следует привлечь к работе выпускников своих многочисленных вузов и повсеместно привлекать российских учителей в пилотных регионах, областных центрах, обеспечивая служебным жильем, - говорит Мамадазимов.
С этим мнением согласился и политолог Парвиз Муллоджанов. По его мнению, потребность в русских педагогах в республике действительно высока. Но пригласить в каждую школу по российскому учителю - нереально. Реальная же цифра, по его словам, - это несколько десятков человек, но не тысячи, ведь ресурсы страны ограничены.
Вместе с тем политолог указал на то, что действительно нужно делать:
- Было бы целесообразней создавать дополнительные льготы для учителей, работающих непосредственно в школах на периферии, организовать для них курсы повышения квалификации, тренинги, это будет экономнее и эффективнее, - говорит Муллоджанов.
Они вряд ли приедут!
ПО мнению доктора экономических наук, профессора Ходжимухаммада Умарова, российские специалисты вряд ли приедут в Таджикистан.
- Во-первых, перед приездом они обязательно поинтересуются ситуацией в Таджикистане, в том числе и через публикации в СМИ, это, конечно, один из отталкивающих факторов. Во-вторых, обеспечение четырех тысяч человек жильем - это не простая задача, в регионах найти для них отдельное жилье невозможно, покупка или аренда квартир в городах по 200-300$ в месяц в течение нескольких лет в итоге обойдется в кругленькую сумму.
Эту проблему, по его словам, нужно решать не заоблачными проектами и планами, а повышением заработной платы и уровня благосостояния местных кадров, но при условии прохождения ими честного и объективного тестирования.
- Четыре тысячи специалистов можно найти среди мигрантов, через те же диаспоры. Думаю, если повысить им хотя бы в два раза зарплату, они охотно согласятся вернуться в школы. Вместе с тем увеличить часы русского языка, пересмотреть всю методику преподавания, - говорит он.
С этим мнением согласилась и Ойнихол Бобоназарова – кандидат в президенты Таджикистана.
- Предложение поддержать можно, но регионы страны, особенно в зимнее время, лишены энерго- и теплообеспечения, и не думаю, что какой-то специалист в этих условиях долго задержится у нас. Предоставлением тех же льгот для наших, местных специалистов я думаю можно решить эту проблему, - считает она.
Тактика, да не та
ПРОФЕССОР-ФИЛОЛОГ Таджикского госуниверситета Азим Байзоев, привел пример бывших советских прибалтийских республик, когда-то отказавшихся от использования русского языка и убедившихся на своем опыте в неправильности данного шага.
- Большинство местных специалистов русского языка намного отличаются от своих российских коллег по уровню подготовки. Обучение языку носителем языка будет намного эффективнее, и привлечение российских специалистов является отличным предложением. Но их нужно приглашать работать в вузы или профильные средние специальные учебные заведения, но не в общеобразовательные школы. При соблюдении некоего баланса, когда, допустим, вместе с четырьмя местными преподавателями будут работать привлеченные специалисты - носители языка. Таким образом можно добиться лучших результатов в подготовке лингвистов по международным стандартам, - считает А. Байзоев. – А привлечь учителей во все школы невозможно, из-за ряда экономических и социальных причин, да и нет такой надобности.
Есть и возможность, и желающие?
ИДЕЮ приглашения российских учителей поддержал проректор по международным связям РТСУ Рахмон Ульмасов.
- Эта идея изучалась еще в бытность послом России в РТ Рамазана Абдулатипова. Думаю, что это хорошая идея. Что такое четыре тысячи? Думаю, каждая школа в состоянии принять одного российского специалиста и найти пед. нагрузку и обеспечить жильем. Велись переговоры о том, что часть расходов возьмет на себя и российская сторона. Другой вопрос, приедут ли? Считаю, да. Ведь есть много специалистов, которые когда-то жили у нас, в силу каких-то обстоятельств уехали и готовы вернуться и работать в Таджикистане, - говорит собеседник.
Ульмасов привел пример. На инициативу президента Рахмона уже откликнулась учительница, готовая работать за зарплату таджикских учителей. Наталья Дорофеева, учитель русского языка, уроженка Ура-Тюбе, постоянно проживающая в Ульяновске, а ныне временно проживающая в Худжанде, обратилась с соответствующим письмом к президенту РТ.
Повысьте заплату – справимся сами
МЫ посетили и Кулябский госуниверситет. По словам декана факультета русской филологии этого вуза Ислома Саидова, факультет за двадцать лет независимости выпустил более двух с половиной тысяч учителей русского языка и литературы. Но уровень как выпускников, так и абитуриентов снижается с каждым годом.
- Причина низкого уровня знания русского языка в школах - это сокращение часов преподавания, до двух в неделю. По непонятной причине из школьной программы убрали курс русской литературы.
Преподаватель филфака Шарофат Худойдодова поддерживает его:
- Те средства, которые намереваются потратить на российских учителей, лучше направить на повышение зарплаты местным преподавателями, на улучшение их жилищных условий. Отличные специалисты русского языка все подались в трудовую миграцию. Пусть повысят зарплату не 20-30%, а в шесть-семь раз, вот тогда-то можно будет увидеть результат! Учителя постоянно будут работать над самосовершенствованием, соответствовать всем стандартам и нормам, - утверждает Худойдодова.
Вместо резюме
ОЧЕВИДНО одно: знать русский язык мы должны. Хотя бы потому, что в каждой таджикской семье кто-то находится в трудовой миграции в России и, по всей видимости, будем мы там работать еще не одно поколение…
Тысячи молодых людей, так и не получивших знания по русскому языку в школах и вузах Таджикистана, сталкиваются на чужбине с большими трудностями. Незнание русского языка является главным барьером для их интеграции в этой стране. Как решить эту проблему? На этот вопрос пока ни власти страны, ни чиновники от образования не могут найти правильного ответа.