Рустам Тоштемиров, начальник ИК № 1 г. Душанбе назначен на должность начальника исправительного учреждения строгого режима ЯС 3/7.
Как сообщил в беседе с радио Озоди сотрудник пресс-службы Управления исправительных учреждений Министерства юстиции Таджикистана, по итогам ротации или кадровых перестановок в системе УИН, Рутсам Тоштемиров был переведен на другую работу и получил должность начальника исправительного учреждения строгого режима ЯС 3/7 г. Душанбе.
Источник сообщил, что кадровые изменения в системе УИН проводятся всю последнюю неделю и в рамках этих изменений, произошли перестановки также в администрации закрытых учреждений, расположенных в городах Яване, Вахдате и других регионов Таджикистана. На место Рустама Тоштемирова в столичную тюрьму № 1 назначен Халим Абдуллоев. В пресс-службе УИН причины проведения кадровых изменений не объяснили, ограничившись лишь сообщением о том, что «ротации продолжаются».
Имя Рустама Тоштемирова стало известно прессе после смерти заключенного Хамзы Икромзода. По словам родных погибшего при сомнительных обстоятельствах парня, Тоштемиров мог играть важную роль в назначении заключенному тяжкого наказания и пыток, вследствие чего он погиб. Впрочем, как говорят официальные результаты экспертизы, смерть Икромзода в сентябре 2012 года наступила в результате самоповешения. Родные Икромзода, придавшие огласке смерть сына, погибшего, по их мнению, от жесточайших пыток, потребовали привлечь к ответственности виновников его смерти. Так, 23 мая 2013 года суд приговорил к 8 годам заключения сотрудника администрации колонии № 1 Махмуда Исмоилова, обвинив его в превышении полномочий.
Как сообщали адвокаты семьи, следственные органы проводят проверку в отношении других сотрудников администрации тюрьмы – Рустама Тоштемирова, Шерафгана Сафарова и Нарзулло Афгонова. Чем закончилась проверка, не известно, также, как и не ясно, будут ли привлекаться к ответственности и другие подозреваемые в жестоком обращении с заключенным Икромзода.Смерть Хамзы Икромзода оголила серьезные проблемы с правами заключенных в таджикских тюрьмах. После того, как этот случай стал широко обсуждаться в прессе и на уровне правозащитных организаций, десятки заключенных, свидетели жестокого обращения с Икромзода, были этапированы из Душанбе в Худжанд.
В декабре прессе, в том числе и сайту радио Озоди стали доступны видео-записи со следами побоев на телах заключенных. Они рассказывали о том, что сразу после прибытия в колонию Худжанда, подверглись жестокому избиению со стороны администрации тюрьмы. Заключенные уверены, что таким образом они были наказаны за придачу огласке фактов гибели Икромзода. Позже в отношении двух заключенных колонии – Садриддина Тошева и Суннатулло Ризоева были выдвинуты новые обвинения в распространении заведомо ложных показаний. Следствие считает, что Тошев и Ризоев виновны в том, что видео-записи со следами побоев стали доступны широкой общественности. Суд, начавшийся в июле в здании СИЗО г. Худжанда, продолжается и теперь. Однако обвиняемые требуют проводить процесс не в закрытом, а доступном для СМИ и общественности режиме в здании суда Худжанда.